Разновидности целенаправленных (неслучайных) выборок

Метод стихийной выборкипримеромслужитпочтовый опрос читателей журнала или газеты, также телефонный опрос в режиме горячей линии. В данном случае нельзя заранее предопределить структуру массива, респондентов, возвративших анкеты. Это затрудняет оценку репрезентативности (представительности, точности) выборки, поэтому в данном методе выводы исследования распространяются лишь на опрошенную совокупность. Разновидность метода стихийной выборки – отбор, вернее поиск респондентов методом «Снежного кома». Он используется. Когда у исследователя нет данных о генеральной совокупности или её элементы труднодоступны. Отыскав первую единицу (человека, организацию), интервьюер выясняет, известны ли, опрашиваемому такие же лица, организации, и таким образом увеличивает число единиц.

Метод основного массиваудобнее применять в разведывательных исследованиях, для «зондажа» какого – нибудь контрольного вопроса, при недостатке информации об исследуемом явлении. Например, удобно или неудобно назначенное активистами той или иной партии место массовой демонстрации. В таких случаях опрашивается 60–70% потенциальных участников демонстрации.

Метод квотной выборки– наиболее точный и широко применяемый в опросах. Когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов ген. совокупности. Все данные о том или ином контрольном признаке выступают в качестве квоты, а их отдельные числовые значения – параметры квот. Респонденты выбираются целенаправленно с соблюдением параметров квот. В качестве квот могут выступать: пол, возраст, национальность, образование, социальное положение, уровень квалификации, детность, брачность, доход, тип поселения и т.п. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, как правило, не превышает 4-х. При большем числе квот отбор респондентов становится чрезмерно трудоемким. Квоты могут быть заданы как по независимым, так и по взаимосвязанным параметрам.

Выборка доступных случаев –применяется при изучении труднодоступных и малочисленных групп в местах их естественного пребывания (посетители выставок – на выставках, труднодоступные общности и т.п.)

Метод отбора типичных и критических случаев– в обоих случаях, исследователь полагается на какие – либо теоретические представления или предыдущий опыт, чтобы отобрать ограниченное число наблюдений.

По форме реализации выборки различают одноступенчатые и многоступенчатые.Методы, изложенные выше, представляют собой пример одноступенчатой выборки. Многоступенчатые выборки осуществляются в несколько ступеней путем применения на каждой из них единого или разного методов. На первой ступени обычно реализуется гнездовая выборка ( отбор групп на предприятии и т.д.), а потом уже проводится случайный отбор респондентов в гнездах.

ШКАЛИРОВАНИЕ

Обычно для обобщенного описания того, что является наиболее характерным для наблюдаемых нами явлений, используют два основных типа анализа:

1) Измерение центральной тенденции (т.е. выявление того, какие из значений переменных встречаются в линейных распределениях наиболее часто, а значит, определяют общую или центральную закономерность;

2) Измерение разброса или дисперсии (т.е. показывает, насколько плотно или слабо распределяются все зафиксированные значения данной переменной вокруг наиболее общего, среднего или центрального значения).

При обработке эмпирических данных и анализе полученных результатов мы должны принимать во внимание шкалу, с помощью которой производилось измерение той или иной переменной. Способы измерений, т.е. алгоритмы, по которым производится отображение изучаемых социальных объектов в ту или иную числовую математическую систему, различаются по степени своей сложности и по объему тех математических действий, которые можно производить с полученными в результате наблюдений значениями переменных.

В зависимости от того, насколько широк круг математических операций, допустимых для обработки и получения содержательных выводов, в социологических исследованиях чаще всего используют шкалы следующих типов; номинальные, ранговые и интервальные. Их становление тесно связано с развитием измерения в социальной практике.

Шкала –алгоритм, с помощью которого каждому изучаемому объекту ставится в соответствие некоторое число. Приписываемые объектам числа – шкальные значения этих объектов.

Всем индикаторам присущи различные характеристики, которые в социологическом инструментарии выступают в качестве вариантов ответов на вопросы. Они, расположенные в той или иной последовательности по позициям и образуют шкалу измерения.

Номинальная шкала –с её помощью измеряют преимущественно объективные признаки респондентов (пол, возраст, семейное положение, профессия и др.) т.е. такие переменные, которые в принципе не могут количественно отличаться друг от друга. Её другое название – шкала наименований, что довольно точно отражает его сущность: каждое значение здесь представляет собою отдельную категорию, и значение является просто своего рода ярлыком или именем. Данные, полученные по номинальной шкале, обычно резюмируются с помощью простого частотного распределения.

Распределение респондентов по полу

Пол Частота Процент
Мужчины 44,3
Женщины 55,0
Всего 100,0

Ранговая шкала –ей измеряется большинство свойств и признаков социальных явлений. Позиции ранговой шкалы располагаются в строгом порядке, от наиболее к наименее значимой, либо наоборот. Номера вариантов ответов представляют собой ранги.

Разновидности целенаправленных (неслучайных) выборок - student2.ru

Интервальная шкала –при помощи её измеримо весьма небольшое число свойств и признаков: в основном те, значение которых можно выразить числом (возраст, стаж, время учебы, число членов семьи и др.). т.е. интервальные шкалы постоянно изменяются – это численные величины, а не категории. Позиции расположены по равным или неравным интервалам, в зависимости от значений индикатора, используемого для конструирования шкалы. Индикатор –это доступные наблюдению и измерению характеристики (признаки) изучаемого и управляемого социального объекта.

Разновидности целенаправленных (неслучайных) выборок - student2.ru

Шкала с неравными Шкала с равными

интервалами интервалами

Сколько вы работаете Сколько вы работаете

- меньше 1 года - от 1 до 3 лет вкл

- от 1 до 3 лет вкл - от 3 до 6 лет вкл

- свыше 3 до 5 лет вкл - от 6 до 9 лет вкл

- свыше 5 до 10 лет вкл - от 9 до 12 лет вкл

- свыше 10 лет

Очень важно следить за тем, чтобы варианты ответа на вопрос соотносились между собой по всем правилам построения соответствующей шкалы.

ТРЕБОВАНИЯ:

1) Валидность шкалы измерения –зависитот правильности выбора индикатора и выражается в том, что используемая шкала измеряет именно то свойство или качество изучаемого явления, которое исследователь намерен измерить.

2) Полнота шкалы – предполагает, что в вариантах ответа на вопрос учтены все значения индикатора.

3) Чувствительность шкалы – это способность выявить отношение респондентов к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации (разделение, расчленение на что – либо). Она неотъемлемая характеристика шкалы, построенной на субъективных индикаторах. Число её позиций, прежде всего для ранговых шкал, определяется самим исследователем. Чем их больше, тем шкала чувствительней. Как правило, используют ранговые шкалы с тремя или пятью позициями. Оценивать явления по более чувствительной шкале, как показывает опыт, респонденты затрудняются. Естественно, - это не исключает применение более чувствительных шкал: с 7-ю, 11, а то и 100 позициями. Позиции ранговых шкал, используемых для оценок, располагаются симметрично. Это означает, что число позиций с положительным значением равно числу позиций с отрицательным, а между ними располагается позиция с нейтральным (нулевым) значением.

4) Точность шкалы – характеристика результата измерения, которое зависит, прежде всего, от степени совпадения полученных в ходе социологического исследования числовых данных о свойствах, сторонах изучаемого явления (процесса) с их истинной величиной.

5) Надёжность шкалы – её устойчивость по отношению к изменению характеристик объекта исследования во времени. Она предполагает получение достаточно точных и сравнимых числовых данных об изучаемом явлении (процессе) при многократном (повторном) измерении.

Выбор индикаторов и построение на их основе шкал, позволяют начать разработку инструментария для непосредственного измерения сторон и свойств изучаемого явления.

Наши рекомендации