Объект, предмет и метод социологии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Социология»

(для студентов дневного отделения несоциологических специальностей)

Семинар1. Социология как наука

1. Объект, предмет и метод социологии.

2. Система, структура, уровни и функции социологии.

3. Социология в системе социально-гуманитарного знания.

4. Возникновение и основные этапы развития социологии (индивидуальный докладчик)

Глоссарий:социология, объект социологии, предмет социологии, социальное, социальные отношения, теоретическая социология, прикладная социология, эмпирическая социология, социальный закон, функции социологии, микросоциология, мезосоциология, макросоциология,Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс.

Литература

1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2004. – С. 6-157.

2. Бабосов Е.М. Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2003. – С. 5-89.

3. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. Пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 496 с.

4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – С. 7- 78.

5. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2001. – С. 9-53.

6. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология: история и современность. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. – С. 9-57.

7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методология и история. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 9- 131, 246-280.

8. Зборовский Г.Е.Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. – С. 9-52, 91-143.

9. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебное пособие. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. – С. 4-68.

10. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с.

11. Кравченко А.И. Социология общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2000. – С. 8-93, 100-102.

12. Общая социология:Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. — М.: ИНФРА-М,2000. – С. 15- 51.

13. Прикладная социология: Учебное пособие / Под ред. д.э. н. проф. Ю.С. Колесникова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 320 с.

14. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – 2-е изд., перераб, и дополн. – М.: Издательство «Центр», 1996. – 206 с.

15. Социологический энциклопедический словарь.На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов.— М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

16. Социология: наука об обществе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Издание второе.- Харьков, 1997. – С. 9-197.

17. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. – 2-е изд., доп, и перераб.- М.: Юрайт-М, 2001. – 527 с.

18. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 1999. – С. 7-37.

Объект, предмет и метод социологии.

«Предмет и объект познания социологии.

Понятие социального.

С термином «социология» каждый из нас встречался неодно­кратно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообраз­ным проблемам. Социологические службы парламента, Пре­зидента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политичес­ким и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятель­ных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовле­творенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в реги­онах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социаль­ной напряженности в коллективах, удовлетворенность на­селения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуще­ствляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежа­щий на поверхности уровень социологических исследова­ний, который создает образ социологии как прикладной эм­пирической науки, служащей удовлетворению каких-то те­кущих, сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социоло­гии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться.

Начнем с этимологии. Термин «социология» — произ­водное от двух слов: латинского слова societas — общество и греческого logos — слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология — наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Дж. Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольно абстрактное опре­деление, поскольку общество в его различных аспектах изу­чается значительным количеством гуманитарных и соци­альных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т. д. Для того, чтобы по­нять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную об­ласть социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

В качестве объекта той или иной науки всегда высту­пает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет любой науки является резуль­татом теоретического абстрагирования, позволяющего ис­следователям выделить те стороны и закономерности раз­вития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Таким обра­зом, объект той или иной науки — это часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свой­ствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки — это результат исследовательских действий.

Принято считать, что объектом социологического по­знания является вся совокупность свойств, связей и отноше­ний, которые носят название социальных. Что же такое со­циальное? Социальное, с точки зрения российского социо­лога Г. В. Осипова, — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, инте­грированных индивидами или общностями в процессе сов­местной деятельности в конкретных условиях, и проявля­ющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда по­ведение даже одного индивида оказывается под воздействи­ем другого индивида или их группы (общности) — независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способст­вуют тем самым тому, что каждый из них становится носите­лем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, со­циальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является ре­зультатом исследовательских действий, не может быть оп­ределен столь же однозначно. Понимание предмета социо­логии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направ­лений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет на­уки находится в тесной связи с исследовательской деятель­ностью ученых.

Основоположник социологии, французский мысли­тель О. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллектив­ное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, являет­ся коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социо­логия — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу, — это отношение человека, иначе говоря, внут­ренняя или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение явля­ется поведением, когда субъект связывает его с определен­ным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с по­ведением других индивидов.

В марксизме предметом социологического исследова­ния является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов — личностей, социальных общностей, социальных институ­тов. Широкое распространение в нашей отечественной ли­тературе имеет следующее определение социологии. Социология — это наука об обществе как социальной системы в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты. В учебном пособии «Социология» (М., Мысль, 1990 с. 25) Г. В. Осипова, написанном с марксистских мето­дологических позиций, социология определяется как наука об общих и специфических социальных законах и законо­мерностях развития и функционирования исторически оп­ределенных социальных систем, наука о механизмах дейст­вия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов»[14, c.10-13].

Наши рекомендации