Словарь терминов и персоналий. Человек - уникальноебиосоциальное существо (вид Homo Sapiens), обладающее сознанием, речью, способностью к труду
Человек - уникальноебиосоциальное существо (вид Homo Sapiens), обладающее сознанием, речью, способностью к труду.
Индивид –единичный человек, имеющий биологическую обособленность и неповторимость (например, особый набор генетических качеств: состав крови, отпечатков пальцев и т.п.).
Личность – человек, прошедший процесс социализации, усвоивший нормы, ценности, роли и функции, существующие в обществе. В данном понятии отражается социальное, коллективное начало, особенности поведения человека как члена социальной группы, акцентируется внимание на знаниях¸ умениях и навыках, позволяющих человеку осуществлять социальную деятельность в соответствии с существующими ожиданиями.
Суть социологического понимания личности состоит в том, что личность рассматривается как продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений[10].
Идентификация личностная – процесс отождествления себя с неизменными индивидуальными личностными характеристиками: врожденными способностями, особенностями темперамента, психической, физической конституцией и т.д., которые не позволяют личности потеряться в обилие ролей и статусов[11].
Идентификация социальная – процесс отождествления индивида с группой: профессиональной, этнической, демографической и т.д. Идентификация социальная есть результат межличностного и межгруппового взаимодействия. Ее существование обусловлено наличием потребностей личности в признании, групповой защите, социальной реализации.
Социализация- процесс усвоения человеком системы знаний, навыков, ценностей, норм, ролей и функций, позволяющих ему осуществлять деятельность в социальной среде. Социализация уникальный процесс, который начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости. Он позволяет человеку войти в социальный мир, стать общественным существом. Социализации способствуют ожидания, существующие в группе и в обществе, а также желания индивидов соответствовать этим ожиданиям.
Социализация может быть первичной или вторичной, восходящей или нисходящей, общей или локальной, протекать в форме интериоризации или адаптации.
На процесс социализации оказывают воздействие внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся экономические, политические, социальные, демографические и иные характеристики общества в данный временной промежуток, а также агенты социализации. Вместе с тем, скорость прохождения и результаты социализации во многом зависят от внутренних (индивидуальных) качеств человека (способностей, характера, темперамента и т.д.).
Агенты социализации - конкретные люди, группы и институты, влияющие на процесс социализации и направляющие его[12]. На разных стадиях развития человека на первый план выходят те или иные агенты социализации. В дошкольном и школьном возрасте превалируют агенты первичной социализации – семья, родственники, группы сверстников, друзей, школа и т.д. В период активной трудовой деятельности – агенты вторичной социализации - коллектив, профессиональное сообщество, средства массовой информации и пр.
Механизм социализации – совокупность действий человека, способствующих ее личностному формированию. Одним из первых механизмы социализации выделил З. Фрейд. Он полагал, что идентификация, исключение, имитация, запрещение, замещение способствуют формированию социальных качеств в человеке. В концепции ролевого поведения Дж. Мида механизмы социализации раскрываются через исполнение и принятие ролей. В теории «зеркального Я» Ч. Кули основным механизмом социализации является анализ реакций окружающих.
В современной жизни наряду с вышеотмеченными механизмами важное место занимают обучение, наблюдение, ролевые игры, вознаграждения и наказания, социальные контакты и взаимодействия, способствующие усвоению культуры и становлению «Социального Я».
Рекомендуемая литература
1. Волков Ю.Г. Социология: лекции и задачи: учебник/Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2003. – С.31-44,С.56-76.
2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипоренко В.Н., Попов В.В. Социология: учебник/ Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипоренко, В.В. Попов. – М.: Гардарики,2002. – С.413-445.
3. Козлова О.Н. Социология/О.Н. Козлова. – М.: Омега-П, 2004. – С.73-94.
4. Кравченко А.И. Социология/А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2000. – С. 40-59, 110-131.
5. Общая социология: учебное пособие для вузов/под ред. А.Г. Эфендиева. – М.: Инфра-М, 2004. – С.455-504.
6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций/А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М.: Библионика, 2004. – С.103-122.
7. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: учебник/Ю.И. Рысь, В.Е. Степанов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2005. – С.176-212.
8. Социология: наука об обществе: учебное пособие/ под ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горлача. – Харьков: ИВВиМО, 1996. – С.348-376.
9. Социология: учебное пособие для студентов вузов/ под ред. А.Н. Елсукова. – Мн.: Тетра Систсемс, 2001. – С.90-103.
10. Социология: учебное пособие/под ред. П.С. Емшина. – Спб.: Питер, 2004. – С.177-213.
11. Социология: учебник для вузов/под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С.254-267.
12. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов/ отв. ред. Г.В. Осипов. – М.:НОРМА, 2002. – С.180-242.
13. Социология: учебник/отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: Маркетинг, 2002. – С.324-341.
14. Фролов С.С. Социология: учебник для вузов/С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2000. – С.68-80.
15. Энциклопедический социологический словарь/ под. ред. Г.В. Осипова.– М.: РАН, 1995. – С.9, 206-207, С.357, С. 686-688.
Тема 7
Общественное мнение
План занятия