Женевский структурализм. Женевская школа структурализма.

Французская школа социологической лингвистики

Социология – наука об обществе. Общество существовало всегда, проблема языкознания существует с античности.

Новое время 17-19в.

Основоположник теоретического языкознания – Гумбольт.

Глава школы – Антуан Мейе (1866-1936)

В след за Соссюром, Мейе говорит, что язык существует независимо от индивида. Язык – продукт речевой деятельности. Реальность языка для Мейе – социальная и лингвистическая. Лингвистическая – потому что язык сложная система средств выражения. Социальная потому что язык принадлежит определенному коллективу индивидов.

Задача лингвистики по Мейе установленная как изменение в структуре общества отражается в структуре языка. Для этого Мейе исследовал причины семантических изменений, которые общественно-социальные.

3 типа изменений:

  • Изменение предмета (перо от птицы, затем изменение функций)
  • Изменение в структуре устных сочетаний, когда слова теряют семантику (установленные словосочетания теряющие значение)
  • Изменяются грамматические категории: напр. Категория рода – выявление развития общества от менее абстрактного к более абстрактному.

Развитие языков имеет 2 основных процесса:

    1. дифференциация языков (процесс дробления)
    2. унификация языков (слияние)

оба процесса носят социальный характер.

Дифференциация – следствие распространенное по разным территориям людей, ранее говоривших на одном диалекте. Дифференциация влияет га грамматику и фонетику.

2 вида

-социальное расхождение внутри одного общества

-2 тип расслоения общества не влияет на грамматику и фонетику, но влияет на значение слов.

Унификация – следствие завоевания народов.

Мейе очень подробно остановился на заимствовании. Заимствование Мейе понимает очень широко и объясняет как результат соц. Отношений людей.

Фердинанд Брюно (1860-1938)

Автор 20ти тонной истории французского языка. Соц. Направленность этой работы в том, что история языка была поделена на периоды в соответствии с социологическими изменениями с стране.

Морим Граммон (1866-1946) ученик Мейе и Соссюра

Альберт Доза (1877-1955)

При анализе языковых явлений постоянно опирается на критерий лингвистического сознания, который был обоснован в трудах Эмиля Дюрк Гейма и Габриэля Тагда. Он противопоставляет социальные факторы психологическим. Социальные – внешние, психологические – внутренние. Подчеркивает связь истории языка с историей народа и наиболее подробно анализирует эту связь лексический уровень языка.

Жозеф Вандриес (1875-1960)

Был учеником Мейе, стал значимой фигурой социалогического направления (краткий очерк языкознания вообще, включая свою позицию в работе языкознания).

В связи с интересом с социологическим функциям языка Вандриес рассматривает проблему нормы в других языках. Он обращается к вопросу о норме в связи с социологическим характером языков. Понятие нормы понимается им широко, она существует не только в стандартных языках, но и в каждом диалекте, говоре. Понятие нормы не абсолютно, а относительно.

Прогресс в языке тоже связан с дифференциацией и унификацией языков.

Марсель Коэн (1884-1975)

В отличие от Мейе и др. он опирается на Марксистскую философию. Он стремится показать действие законов диалектики на примерах языковых явлений и их обусловленности с социологическими факторами. Известна его работа «в социологии языка», которая выделяет Социологистику.

Женевский структурализм. Женевская школа структурализма.

(Соссюр, Шарль Балли, Альберт Сеше, Корцевский)

Шарль Балли (1865-1947)

«Французская стилистика», «общая лингвистика и вопросы французского языка» - он полностью разделяет идеи Соссюра о разделении.

Принимая Соссюровское распределение языка о речи, Балли интерисуется в основном языковой реализацией, т. Е. речью, в которой происходит высказывание мысли с помощью языка.

Балли вводит понятие «актуализации», как язык актуализируется в речи. Функция актуализации заключается в переводе языка, то есть нужны актуализаторы. Актуализаторы – приемы для употребления языка в речи (местоимения, глаголы времени, мимика).

Слово в речи Балли рассматривает как объединение двух разных единиц языка, семантема и синтаксическая молекула. Синтаксическая молекула – грамматический актуализатор.

Предложение по Балли состоит из диктуума и модуса. Диктуум соответствует представлению, с помощью которого представляется суждение о факте. Модус выражает различные оттенки чувств и воли.

Большинство членов предложения относятся к диктууму, модус сосредоточен в модальном глаголе, в значении некоторых глаголов (бояться, переживать), в грамматических показателях. Модус дополняет диктуум.

Балли является основоположником лингвистической стилистики. Его заслуга в том, что он развивает понятие нормы. По Балии существует 2 вида нормы:

-интеллктуальный аспект, позволяющий выявить логический и психологический аспект лингвистической окраски

-общеупотребительный способо выражения, который служит для обнаружения социального аспекта лингвистической окраски.

Альберт Сеше (1870-1946)

Выделяет 3 лингвистических дисциплины, опираясь на 2 Соссюровских разграничения:

-синхронная лингвистика

-диахронная лингвистика

-лингвистика организованной речи

Корцевский Сергей Осипович (1884-1955)

Работа направленная под влиянием Соссюра «об ассиметричном дуализме лингвистического знака».

Наши рекомендации