От общества традиционного к обществу, управляемому извне
Существует несколько классификаций общества, основанных на разных критериях. Например, дихотомия Э. Дюркгейма предлагает считать обществом «механическую и органическую солидарность»; Ф. Тэннис ввел в социологию понятия «Gemeinschaft» (гемейншафт) и «Gesellschaft» (ге-зелыпафт), за которыми стоит противопоставление «неспециализирующихся» и «комплексных» обществ.
Исследуя влияние разных религий на общество, и особенно значение протестантской этики для развития капитализма, М. Вебер (М. Weber) подчеркивал, что появление индустриальных обществ из недр аграрных явилось прежде всего результатом изменения нравственных норм и актуализации таких достоинств, как прилежание, чувство долга, трудолюбие и нравственная чистота. Реформатор Мартин Лютер (1483-1546) и его последователь Жан Кальвин (1509-1564) (по имени которого названо одно из религиозных направлений — кальвинизм), подчеркивали эти черты как достоинства, гарантирующие экономический и общественный успех на земле и вечность после смерти.
На этих исследованиях базируется и дефиниция Давида Рисмана (1953) (David Riesman), включающая в себя также и анализ производства как материальной базы общества. Его теория содержит два важнейших аспекта: специфика производства в рамках разных культур и демографический фактор. Остановимся на последнем.
Произошедший в XVIII веке прогресс в науке, особенно в естествознании, и вызванное этим улучшение здравоохранения, питания и жилищных условий понизили смертность. За этим, через некоторое время, последовал спад рождаемости. В результате взаимодействия этих демографических факторов образуется такой феномен, как «сила населения». Если «силу населения» изобразить графически, то можно четко выделить три уровня. Первый уровень характеризует высокая рождаемость и высокая смертность. На третьем уровне оба фактора низки. Средний уровень отражает нестабильный период перемен.
График силы населения, показывающий динамику прироста населения, дал Д. Рисману повод различать три типа социального уровня развития:
1.Традиционное общество, в котором поведением индивидов управляют традиционные ценности.
2. Общество, управляемое изнутри, в котором поведением индивидов управляют личные ценности.
3. Общество, управляемое извне, — в котором индивид оценивает и направляет свою деятельность, сообразуясь с оценкой, исходящей от «посторонних», например коллег, друзей, соседей, или ориентируясь на общепринятое мнение.
Традиционное общество — это прежде всего общество аграрное, в котором профессия, как правило, переходит от отца к сыну и в котором поведением управляют традиции. То или иное решение может удовлетворять или не удовлетворять индивида, но он практически не имеет выбора: он должен поступать так, как предписано традицией.
Общество, управляемое изнутри, актуализирует индивидуальность, самостоятельные решения, собственную точку зрения. Такое поведение характерно особенно для периода активной экономической жизни, для стадии индустриализации, при повышении социальной мобильности. Переходный период отличается отсутствием твердых норм, и поэтому «управляемый изнутри» человек должен искать опору в себе самом и в тех ценностях и нормах, которые были усвоены им в процессе социализации.
Общество, управляемое извне, характеризуется тертиарными (лат. тертиус — третий) промыслами, под чем подразумеваются маркетинг и услуги. Производство и в этом случае, естественно, занимает важное место, но общественные проблемы возникают, скорее всего, из-за трудностей сбыта и даже перепроизводства. В период экономического роста и в производстве и сфере услуг появляются новые профессии и новые группы работников. Вслед за этим формируются новые общественные организации, профсоюзы, ассоциации и пр. Обществу необходима быстрая адаптация к вновь возникающим ситуациям.
Для более успешной адаптации человек вынужден переквалифицироваться и вообще обучаться тем механизмам, которые помогают приспосабливаться к меняющимся ситуациям. Опора только на традиции или идеалы, усвоенные в социализации, уже не гарантирует успеха, для его достижения индивид должен учитывать внешние обстоятельства и приспосабливаться к ним. «Строя» свое поведение, индивид должен обращать внимание на мнение членских и референтных групп, к которым он принадлежит. При этом он заново присваивает коллективное поведение, получая извне его нормы и модели.
Профессию теперь выбирают не только по традиции или по собственному желанию, но и с помощью институциональной профессиональной ориентации. Например, в финских школах есть специальный предмет «Профессиональная ориентация», и даже в самом маленьком городке Финляндии существует специальное учреждение «tyovoimatoimisto», что значит «биржа труда», где работают специалисты, помогающие людям получить новую квалификацию и найти свое место «в рабочем строю».
Типология Д. Рисмана дает представление о переходе общества с довольно статичного аграрного уровня к индустриальному и, наконец, к постиндустриальному, который характеризуют ускоряющиеся перемены. Изложенные в типологии стадии развития выявляют существенные черты этих перемен.