Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Помимо рекомендованной основной и дополнительной литературы, в процессе самостоятельной работы студенты могут пользоваться следующими методическими материалами:
1. Словарь терминов по дисциплине «Социология конфликтов» для студентов направления 62.040100 – Социология .
2. Социология конфликтов: персоналии для студентов направления 62.040100 – Социология.
Методические материалы в виде электронных ресурсов находятся в открытом доступе на кафедре социологических наук ауд. 427.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам) | Код контролируемой компетенции (или её части) / и ее формулировка – по желанию | наименование оценочного средства |
1. | Раздел 1. Концептуальные основы и методы исследования конфликта | Знать: ПК 6 теоретические основы социологии конфликтов; основные закономерности протекания социальных конфликтов. Уметь: ПК 6 применять соответствующие целям методы сбора и анализа данных при изучении социальных конфликтов. Владеть: ПК 6 способностью использования социологических знаний на практике. | Тестовые задания Практические задания Эссе Практические задания |
2. | Раздел 2. Структура и динамика социального конфликта | Знать: ОПК-2 основные закономерности протекания комплексных социальных процессов (социальных конфликтов) и механизмы функционирования основных социальных общностей. Уметь: ОПК-2 производить, отбирать и анализировать данные о социальных конфликтах; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы Владеть: ОПК-2 навыками межличностной и межкультурной коммуникации; навыками научного анализа социальных проблем и социальных конфликтов. | Тестовые задания Практические задания Эссе Практические задания Эссе |
3. | Раздел 3. Предупреждение и разрешение социальных конфликтов | Знать: ПК 6 теоретические основы социологии конфликтов; основные закономерности протекания социальных конфликтов. Уметь: ОПК-2 производить, отбирать и анализировать данные о социальных конфликтах; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы Владеть: ОПК-2 навыками межличностной и межкультурной коммуникации; навыками научного анализа социальных проблем и социальных конфликтов. | Тестовые задания Эссе Практические задания Практические задания |
4. | Раздел 4. Конфликты в разных сферах | Знать: ОПК-2 основные закономерности протекания комплексных социальных процессов (социальных конфликтов) и механизмы функционирования основных социальных общностей. Уметь: ПК 6 применять соответствующие целям методы сбора и анализа данных при изучении социальных конфликтов. Владеть: ПК 6 способностью использования социологических знаний на практике. | Тестовые задания Практические задания Картографирование конфликта |
Типовые контрольные задания или иные материалы
Зачет
А. Типовые вопросы.
1. Объект, предмет и функции социологии конфликтов.
2. Понятие конфликта.
3. История становления социологии конфликтов в зарубежной социологии
4. История становления и основные направления исследований социологии конфликтов в России.
5. Теория конфликта К. Маркса.
6. Конфликтологическая теория Г.Зиммеля.
7. Функциональная теория конфликта Л. Козера.
8. «Конфликтная модель общества» Р.Дарендорфа.
9. Микросоциологические модели конфликта (К. Боулдинг, И. Гальтунг)
10. Объективные и субъективные факторы возникновения социальных конфликтов.
11. Структура конфликта.
12. Понятие конфликтогена. Виды конфликтогенов.
13. Динамическая модель социального конфликта.
14. Этапы развития социального конфликта.
15. Стратегии поведения в конфликте. Типы конфликтных личностей.
16. Функции социального конфликта в обществе.
17. Прогнозирование конфликтов. Способы исследования социальной напряженности.
18. Механизмы предотвращения конфликтов.
19. Регулирование социальных конфликтов.
20. Формы и способы разрешения социальных конфликтов.
21. Медиаторство и переговоры как способ разрешения конфликтов.
22. Типология социальных конфликтов.
23. Характеристика межличностного конфликта.
24. Внутригрупповой и межгрупповой конфликт.
25. Конфликт интересов и ценностный конфликт.
26. Межэтнические конфликты. Причины, особенности и формы протекания.
27. Конфликты в организациях
28. Трудовые конфликты
29. Формы конфликта.
30. Конфликты в условиях переходного развития российского общества.
31. Методика исследования конфликта.
32. Анализ и диагностика конфликта.
Б. Критерии и шкала оценивания.
К зачету допускаются студенты, выполнившие практические и тестовые задания. Зачет проводится в устной форме по предложенным выше вопросам.
Оценка «зачтено» ставится студенту, который а) усвоил весь (или основной) объем программного материала; б) правильно, аргументированно ответил на все вопросы (основные, дополнительные, уточняющие), ответ иллюстрируется примерами; в) умеет применять полученные знания на практике, умеет составлять карту конфликта (не допускает грубых ошибок, устраняет отдельные неточности самостоятельно или с помощью дополнительных вопросов преподавателя). в) владеет навыками анализа причин, структуры и динамики протекания социального конфликта, выработки мер по разрешению конфликта.
Оценка «незачтено» ставится, если содержание вопросов раскрыто слабо, знания имеют фрагментарный характер, отличаются поверхностностью и малой содержательностью, имеются неточности при ответе на основные вопросы, допускаются фактические ошибки. Студент проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Не может ответить на дополнительные вопросы, предложенные преподавателем.
Эссе
Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей по конкретному вопросу на основе изученной литературы.
А. Темы эссе
1. Эволюция представлений о конфликте
2. Социальный конфликт в трудах российских социологов начала ХХ века
3. Основные направления исследований конфликтов в современной России
4. Социально-психологические теории конфликта.
5. Социобиологическая парадигма. Понятие агрессии.
6. Проблематика социального конфликта в трудах Франкфуртской школы.
7. Конфликты интересов
8. Закономерности формирования и изменения конфликтного пространства
9. Понятие «жертвы» в конфликте
10. Формирование «образа врага» в конфликте
11. Методы профилактики конфликтов в организации
12. Забастовка как форма трудового конфликта
13. Позиционный конфликт
14. Агрессия как способ достижения интересов. Тактика сдерживания агрессии
15. Насилие как способ конфликтного достижения целей
16. Принцип ненасилия в разрешении конфликта
17. Выбор стиля поведения в соответствующей конфликтной ситуации
18. Конфликты в мире политики
19. Переговоры: стратегии, модели и техники
20. Манипулятивные техники достижения целей и регулирования конфликта
21. Толерантность как принцип социального взаимодействия.
Б. Критерии и шкала оценивания.
Сообщение эссе должно быть представлено в краткой тезисной форме (объем до 3 страниц печатного текста). Для подбора литературы студенты могут воспользоваться публикациями из списка дополнительной литературы или собственными источниками.
Оценка – max 5 баллов, как сумма следующих критериев:
- мультимедийная презентация или наличие раздаточного материала для студентов – 1 балл;
- содержание эссе (полнота использования литературы, собственные выводы и умозаключения, логика изложения и др.– 3 балл;
- грамотная речь, полные ответы на вопросы – 1 балл.
Тестовые задания
Цель тестовых заданий – проверка знаний терминологического поля дисциплины и ориентирования студентов в вопросах, ограниченных программой дисциплины. Тестирование проводится по итогам изучения разделов программы и по итогам изучения дисциплины.
А. Примеры тестовых заданий
1. Согласно теории Г. Зиммеля неизбежность конфликтов заложена в:
А) классовом неравенстве
Б) самой природе человека
В) нехватке ресурсов
Г) статусной дифференциации
2. Совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему, это:
А) система конфликта
Б) динамика конфликта
В) функции конфликта
Г) структура конфликта
3. Тактика компромисса, применяемая при разрешении конфликта, это:
А) взаимные уступки каждой из сторон
Б) понижение своих стремлений и принятие позиций оппонента
В) совместный поиск решений, удовлетворяющего интересы всех сторон
Г) каждая из сторон настаивает на своей позиции
4. К информационным технологиям профилактики конфликтов принадлежит:
А) обеспечение благоприятного психологического климата
Б) снятие социальной напряженности
В) устранение слухов, искажений информации
Г) пресечение всех конфликтных взаимодействий
5. Сбор первичной информации об объекте конфликта через непосредственное восприятие и фиксирование конфликтных событий осуществляется с помощью метода:
А) эксперимента
Б) наблюдения
В) социометрии
Г) опроса
Б. Критерии и шкала оценивания.
Тесты по разделам состоят из 10-15 вопросов, итоговые состоят из 30 вопросов, в каждом вопросе предполагается только один правильный ответ. Максимальная оценка - 5 баллов.
81% -100% – 5 баллов;
66%-80% – 4 балла;
51%-65%– 3 балла;
менее 51% - 0 баллов (или неудовлетворительно).
Практические задания
А. Примеры практических заданий
1. Выпишите из словарей и энциклопедий различные определения «социальный конфликт» и проведите их сравнительный анализ.
2. Дайте определение следующим понятиям: противоречие, борьба, конфронтация, конкуренция, соревнование, что общего и в чем отличие от понятия конфликт.
3. Опишите основные концепции и теории конфликта К.Маркса, Г.Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л.Козера, А.Рапопорта, И.Гальтунга, К.Боулдинга
Критерии описания включают различные аспекты конфликта (К.):
Природа К. ―выражает сущность К., его исходные элементы и принципы
Причины К. ― комплекс факторов, порождающих К.
Острота К. ―степень потенциальной и актуальной реализации К.
Сила К. ― мощность и потенциал столкновения сторон
Функции К. ―направленность и назначение К. как типа социального взаимодействия
Последствия К. ― результаты протекания и регулирования К.
Методы разрешения К. ― способы профилактики, урегулирования и завершения К.
4. Проанализируйте структуру конфликта (на примере любого реального социального конфликта или описанного в художественном произведении).
5. Существуют ли особенности динамики конфликта на разных уровнях и в разных сферах? Приведите два примера из разных областей и дайте краткую характеристику развития данных конфликтов.
6. На примере любого реального социального конфликта или описанного в художественном произведении, проанализируйте стратегии поведения конфликтующих сторон.
7. Укажите индикаторы социальной напряженности на макроурвне и микроуровне, которые можно измерить с помощью социологических и социально-психологических методов.
8. Выборочно практические задания из: Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Питер Пресс, 2009. - 379 с.