Семинар 5. Методы социологического исследования

1.Количественные методы социологического исследования (анкетный опрос, интервью; контент-анализ, наблюдение, эксперимент).

2. Качественные методы социологического исследования (кейс-стади, этнографические исследования, исторические исследования, история семьи, биографическое исследование, метод «фокус-группы»).

Вопросы для самоподготовки

1. Назовите основные требования к конструированию опросника.

2. Какие основные требования предъявляются к формулировке вопросов?

3. Назовите достоинства и недостатки интервьюирования.

4. Какова структура интервью?

5. В чем заключается традиционный анализ документов?

6. 2. В чем состоит своеобразие и сущность формализованного анализа (контент-анализа) документов?

7. Каковы достоинства и недостатки метода наблюдения в социологии?

8. В чем заключена сущность социологического эксперимента?

9. В чем специфика «case study»?

10. Как проводится анализ неструктурированного текста в качественном исследовании?

11. Какова специфика метода «история семьи», биографического исследования?

12. Какие задачи призван решать метод фокус-групп?

Задание для самостоятельной работы:

1. Разработайте программу опроса на интересующую вас тему, сформулируйте его цели и задачи. Аргументируйте необходимость применения и выбор вида опроса.

2. Составьте анкету на интересующую вас тему. В качестве респондентов могут выступить ваши однокурсники.

3. Интервью. Группа разбивается на пары и готовит текст телефонного интервью. Затем каждая пара представляет свое интервью. Остальная часть группы выступает в роли экспертов, оценивая актуальность выбранной темы, возможность применения телефонного опроса для ее раскрытия, трудности, возникающие в ходе опроса, грамотность построения текста интервью.

4. Анализ документов. Студентам раздаются документы (в качестве документа может быть выбрана статья из периодической печати, текст закона и т.п.). Каждому студенту предлагается на листочке изложить основные моменты документа. Преподаватель анализирует результаты работы студентов, обращая особое внимание на субъективность оценок при выборе самого главного в документе. После этого студентам предлагается проанализировать этот же документ, но при помощи метода контент-анализа (бланк контент-анализа заранее составляется преподавателем). Преподаватель второй раз подводит итоги, показывая объективный характер метода.

5.Метод наблюдения. Данное задание выполняется “в поле”. На занятие студенты приходят с заполненными дневниками и карточками наблюдения. В ходе занятия рассматриваются вопросы надежности наблюдения, трудности и методические ограничения метода. Обращается внимание на ситуации, когда другие методы сбора информации “не работают”.

Литература основная

1. Бондаренко А.Г. Социологическое исследование: методика опроса.- Волгоград, 2006.

2. Горшков М.К. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / Горшков М.К., Шереги Ф.Э. – М., 2009.

3. Лукина М. Технология интервью: Учебное пособие для вузов. -2-е изд., доп. – М., 2008.

4. Мельникова О.Т. Фокус-группы: методы, методология, модерирование. – М., 2007.

5. Пузанова Ж.В., Троцук И.В., Витковская М.И. Практикум по курсу «Методология и методика социологических исследований». – М., 2007.

6. Тихонова Е.В. Методология исследований в социальных и поведенческих науках; Учебное пособие. – М.: ГУУ, 2007.

7. Троцук И.В. Теория и практики нарративного анализа в социологии: Монография. – М., 2006.

8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебное пособие. М., 2009.

Дополнительная литература

1. Белановский С. А. Глубокое интервью. – М., 2001.

2. Белановский С.А. Метод «фокус-групп». М., 1996.

3. Биографический метод в социологии: история, методология, практика / под ред.Е.Ю.Мещеркина, В.В.Семенова. М.,1994.

4. Бургос М. История жизни. Рассказывание и поиск себя: пер. с англ. //Вопросы социологии. 1992. Т.1 № 2.

5. Козина И.М. Особенности применения стратегии исследования случая «case study» при изучении производственных отношений на промышленном предприятии. // Социология:4 М.,1995. № 5-6.

6. Олейник А.Н. Триангуляция в контент – анализе. Вопросы методологии и эмпирическая проверка // Социс.- 2009.- №2.

7. Савинская О.Б. Субъективность в качественном исследовании: новые подходы // Социс.- 2007.- №10.

8. Хрестоматия по устной истории: учебное пособие./ под ред. М.В.Лоскутовой. СПб, 2003.

9. Щепанская Т. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 1994

МОДУЛЬ 2.

Наши рекомендации