Индексы бюджетного времени

Индексный анализ является основным приёмом работы с данными о времени.

Примеры групповых индексов

1. P1 – средняя продолжительность затрат времени на осуществление определённого занятия для всех респондентов

2. P2 – средняя частота встречаемости занятия для всех респондентов

3. P3 – доля респондентов, которая означается (na, %) среди всех респондентов, выбирающих данное занятие

4. P4 – аналогичен 1 и 2

Специфические приёмы измерения социальной установки

Метод «равнокажущихся интервалов» предложен Л. Терстоуном в 1929 г. Для измерения отношения церкви.

Для формирования шкалы суммарных оценок необходимо отобрать 30-40 экспертов. Количество суждений зависит от задач исследования. Качество суждений апробируется в качестве задач исследования.

Шкала Терстоуна формируется в 4 этапа:

Первый этап. Формирование совокупности суждений

Пример: измерение отношения студентов к национализму как социальному явлению.

Суждения:

а) Национализм – отрицательное явление нашей жизни

б) Национализм – это любовь к Родине

в) Национализм и интеллигентность несовместимы

г) Национализм – стимул развития культуры

Второй этап. Деление суждений на группы.

1. Число групп 7-9; выделение числа групп также зависит от задач исследования (могут быть выделены группы +, -, 0).

2. Первая и последняя группы – суждения, согласие с которыми отражает позитивное и негативное отношение к национализму.

3. Каждый респондент раскладывает суждения по «ящичкам». Данные фиксируются в таблице.

Номер суждения Градация шкалы/номер ящичка
+                
      +          
                 
            +    
+                

Третий этап.Анализ единодушия экспертов по отношению к суждениям:

1. Каждое суждение рассматривается в отдельности, чтобы оценить степень единодушия экспертов

2. Анализ суждения, например, национализм является стимулом развития культуры.

  Градация шкалы/номер ящичка
Число экспертов, отнесших суждения к градации - - - - -
Относительная частота в % - - - - -
Накопительная частота - - - - -

60% накопленной частоты означает, что 60% экспертов дали суждению балл, равный пяти и меньше пяти

3. Строится кумулята по накопленной частоте

4. Расчёт моды, медианы и квартального размаха (R = Q1(75%) – Q3(25%))

Четвёртый этап. Отбор качественных суждений в шкалу по значению моды, медианы и квартального размаха

Шкала социальной дистанции

Предназначена для измерения отношения к современным группам (например, национальность)

Примеры:

1. Я согласен иметь дело с представителями определённой расы.

а. В качестве близких по браку

б. В качестве личных друзей

в. В качестве жителей моей улицы

г. В качестве граждан моей страны

д. Только туристы

2. Какие взаимоотношения с русскими для Вас приемлемы?

а. Брачные отношения

б. Личная дружба

в. Коллеги по работе

г. Жители одного города

д. Быть гражданами разных государств

Оценка отношения определяется от 0 до 7; таким образом, имеем возможность анализа сравнения оценки как всех респондентов в целом, так и отдельных типологическим групп.

Шкала Гутмана

Разработана в 1940-х годах.

Суждения располагаются в иерархической последовательности согласия или несогласия.

Пример:

Измерение отношения к феномену "новые русские".

Первый этап.

А) "Новые русские" - умные, деловые люди

• Согласен (1)

• Не согласен (0)

Б) "Новые русские" - самые непорядочные люди

• Согласен (0)

• Не согласен (1)

В) У "новых русских" нет моральных принципов

• Согласен (0)

• Не согласен (1)

Г) Без "новых русских" нет будущего России

• Согласен (1)

• Не согласен (0)

Д) России было нужно появление «новых русских»

• Согласен (1)

• Не согласен (0)

Е) «Новые русские» состоят из одних бандитов и жуликов

• Согласен (0)

• Не согласен (1)

Оценка отношения:

позитивное отношение – тип А, Г, Д

негативное отношение – тип Б, В, Е.

максимальное число баллов = 6,

минимальное=0.

Рассуждения можно провести и исходя из негатива, т.е. измерять степень негативного отношения к «новым русским».

Второй этап.

1. Пилотажное исследование (согласие или несогласие с суждениями).

2. Представление результатов в виде таблицы.

№ респон. А Б В Г Д Е Итого
1 + - + + + +
2 + + - - - +
3 + + + + + +
4 - - - - - +
5 + + - + + +
6 + + - + + +
7 + + - + + +
8 + - - + - +
9 + + - + - +
Итого: 8 6 3 7 5 9  

3. Подсчет числа баллов (+) по всей совокупности опрошенных.

Е > А > Г > Б > Д > В

Наши рекомендации