Глава 1. теоретический анализ использования сети
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы заключается в том, интернет в наше время – это главный инструмент непрерывного образования. Это доступ к различным источникам информации, новые типы социального взаимодействия. В качестве информационного ресурса, который является источником знаний и подлежит анализу и управлению, используют текстовые материалы курсов на русском языке как наиболее формализованный и информативный источник, а также текстовые материалы образовательных и научных интернет – ресурсов.
В настоящее время для обеспечения нового качества обучения и научных достижений недостаточно только наличия способностей и трудолюбия обучаемого. В значительной степени успех процесса обучения определяется огромным объемом текстовой информации, содержащийся в электронных библиотеках, тематических сайтах интернета. Не так давно студенты не имели свободного доступа к интернету, благодаря которому можно побывать в виртуальной библиотеке, поучаствовать в онлайн-конференции, найти практически любую интересующую информацию. Ранее им приходилось длительное время проводить над грудой книжек и журналов в библиотеках, подбирая нужные сведения. Сейчас же при помощи компьютера можно значительно сэкономить время на выполнение работы и расширить спектр используемой литературы. Поэтому интернет в жизни современных студентов занимает очень существенные позиции.
Кроме того, в интернете можно найти страницы, которые посвящены студенческой жизни с полезными советам и примерами. На студенческих или школьных сайтах можно пообщаться в форуме и разместить собственный блог, обсудить темы, интересующие многих студентов. Благодаря поисковым системам (Яндекс, Google и т.д.) можно найти абсолютно любою тему для составления реферата или выполнения практического задания.
На страницах сайтов имеется множество информации, благодаря которой можно самостоятельно разобраться в сложных вопросах. Для каждого конкретного курса можно найти не только текстовые материалы, но также и видеоролики, презентации, фотографии, материалы конференций, позволяющие глубже изучить предмет.
Таким образом, современный процесс обучения в вузе очень сложно и даже невозможно представить без использования многофункционального интернета. В настоящее время в работах многих ученых представлены проблемы и перспективы внедрения интернета в современное образование (Воронова М.В., Марченковой Н.Г., Толкачева В.А., Ярцева Д.В. и др.). Интернет как объект социологического исследования рассматривается в трудах Белинской Е.П., Докторова Б., Залесского П., Лупанова В.Н., Чугунова А.В. и др.
Специалисты в области интернет-технологий стараются наиболее эффективно систематизировать и оптимизировать существующую информацию для того, чтобы пользователям было удобнее искать нужный раздел и с точностью находить информацию. Тем не менее, вопросы, связанные с использованием интернета в научно-образовательной деятельности студентов раскрыты в научной литературе недостаточно.
Таким образом, необходимость изучения роли использования сети интернет как ресурса научно-образовательной деятельности студентов, решения проблем наиболее эффективного применения информационно-коммуникативных технологий в образовании, подготовки конкурентоспособных, грамотных специалистов обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования – на основе социологического анализа выявить роль сети интернет в научно-образовательной деятельности студента.
Объектом исследования является интернет как ресурс научно-образовательной деятельности студентов.
Предмет исследования – роль использования сети интернет в научно-образовательной деятельности студентов.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность научно-образовательной деятельности студентов.
2. Изучить теоретические аспекты использования интернета в научно-образовательной деятельности студентов.
3. Провести социологическое исследование по проблеме использования сети интернет в научно-образовательной деятельности студентов.
4. Проанализировать и обобщить результаты исследования.
В качествегипотезывыступает предположение о том, что для большинства студентов использование сети интернет является одним из основных ресурсов научно-образовательной деятельности.
Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов, анкетирование, фокус группа.
В данной работе исследование проведено двумя методами – количественным и качественным. Для количественного исследования был выбран метод анкетирования, для качественного – фокус – группа. В роли количественного метода исследование нами было решено провести анкетирование среди студентов тюменских ВУЗов, с 1-5 курсов, в количестве 100 человек. Нами был выбран качественный метод – фокус – группа, в составе 6 человек Тюменского Государственного Университета, студентов с 1-5 курс.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТИ