Общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 4 страница
Первый из них- условия производственной деятельности -содержание, характер труда, его оплата, возможности повышения квалификации, перемены вида трудовой деятельности, профессии и т.п.
Второй - условия непроизводственной жизни: образования, просвещения, культуры, семейно-брачной жизни, общения, отдыха, проведения свободного времени, физического развития, здравоохранения и т.п.
Эти два типа условий подразделяются вдоль оси различений: производство — непроизводственная деятельность.
Однако, при всей важности социальной деятельности человека как его социального жизнеобразугощего фактора, человеческий индивид как биосоциальное существо живет и действует в определенной окружающей среде - природной и социальной. А это означает, что условия жизнедеятельности человека в определенной поселенческой структуре должны быть рассмотрены и оценены еще по одной оси различений - средовой. В зависимости от содержания и особенностей среды условия жизнедеятельности человека подразделяются также на два типа.
Первый из них- природная среда, существующая до и независимо от человека, от его многообразной деятельности. Второй — искусственно созданная среда, сотворенная человеком в процессе его трудовой деятельности: здания, сооружения, транспортные средства, средства коммуникации и т.д.
Таким образом, вся совокупность жизнедеятельности индивидов и социальных групп в определенной территориально-поселенческой структуре определяемся взаимодействием многообразных факторов, которые следует сгруппировать по четырем типам.
1. Производственная деятельность (среда).
2. Непроизводственная среда.
3. Природная среда обитания.
4. Искусственно созданная человеком среда.
Из этих четырех взаимосвязанных компонентов в большинстве случаев город имеет преимущество перед другими типами поселений по трем из четырех названных компонентов:
- условия труда;
- условия непроизводственной сферы;
- искусственная среда и ее благоустроенность, уступая де
ревне только в одном - в благоприятности природной среды.
В связи с этим важное социальное и социокультурное значение имеет дихотомическое членение социально-территориальных общностей на два основных типа по способу организации поселенческой структуры и особенностям ее функционирования - город и деревню.
Город представляет собой исторически сложившуюся социально-территориальную общность, обладающую полиструктурностью, доминированием высокоразвитой искусственной материально-вещественной среды над природной, концентрированным типом социально-пространственной организации людей, которая характеризуется ратоооразием трудовой и непроизводственной деятельности населения, спецификой его состава и образа лсизни.
Для города характерны:
1. Разнообразие трудовой деятельности населения- про
мышленность, транспорт, связь, сфера услуг и др.
2. Многообразие непроизводственной деятельности — обра
зование, здравоохранение,культура, наука.
3. Социальная и профессиональная неоднородность населе
ния: рабочие, инженеры, учителя, врачи, профессора, актеры, писа
тели, музыканты, предприниматели, хозяйственные руководители,
милиционеры, судьи, адвокаты, работники сферы управления и т.п.
4. Мощное развитие транспортных, телефонных и иных
средств коммуникаций.
5. Наличие органов, исполняющих властные, управленче
ские и исполнительские функции - мэрия, городской совет депута
тов, гор (рай) отделы милиции, суд, прокуратура, банки, различ
ные учреждения.
6. Развитие специфического городского образа жизни, для
которого чаще всего характерно отсутствие приусадебного хозяй
ства, оторванность от земли, преобладание анонимных, деловых,
кратковременных контактов в межличностном общении, затухание
соседских связей, относительная замкнутость семей и индивидов
не только в пространственном, но и в социальном отношении. По
следнее, в частности, характеризуется такими особенностями, как
«эффект лифта», когда соседи, даже встречаясь в лифте, не знают
друг друга, или «одиночество в толпе».
Все это вместе взятое предопределяет более интенсивное и многообразное социальное развитие, быструю переключаемость людей с одного вида занятий на другие, возможность смены профессий, специальностей, вида деятельности, перемены места жительства и т.п. Город характеризуется полиструктурностью, концентрированным типом социально-пространственной организации людей. В силу совокупного действия всех названных особенностей городское население более развито в общеобразовательном, куль-
турном, технически-производственном отношении, чем сельское. Вместе с тем город органически взаимосвязан с деревней как парный элемент дихотомии социально-территориальной целостности общества.
Основные тенденции, закономерности и особенности возникновения, изменения и развития городской территориально-поселенческой структуры исследует социология города. Объектом ее изучения являются генезис, сущность, основные особенности и тенденции развития города как специфической и целостной социально-территориальной системы. Она изучает место и роль города в обществе и в системе расселения; особенности городского образа жизни и городской культуры; характер, направленность, циклы воспроизводства городских подсистем и города как целостного организма; динамику городского управления и самоуправления; социальные факторы и следствия миграции населения и процессов урбанизации; взаимосвязь социально-классовой структуры и поселенческой сети, — на основе чего разрабатываются методы управления, прогнозирования и проектирования развития городов.
В отличие от города деревня как специфическая сог/иально-территориалъяая общность характеризуется доминированием природных условий над искусственной материально-вещной средой, рассредоточенным типом социально-пространственной организации людей, значительным однообразием их производственной деятельности, сосредоточенной главным образом в сфере сельского хозяйства. Деревня отличается от города также длительностью закрепления одних и тех же функций, ограниченностью и бедностью возможностей социокультурного развития.
Социальное своеобразие деревни выражается в следующих особенностях:
1) подчиненность трудовой деятельности ритмам и циклам
природы, связанная с этим неравномерность трудовой занятости в
различные времена года, более тяжелые условия труда вследствие
более низкой энерговооруженности, технической оснащенности
сельскохозяйственного производства по сравнению с городскими
предприятиями;
2) меньшая, чем в городе степень социально-экономического
развития;
3) преимущественно малая плотность населения и неболь
шое число жителей;
4) относительная малочисленность видов трудовой деятель
ности и обусловленная этим значительно большая, чем в городе,
социальная и профессиональная однородность населения;
5) гораздо меньшие условия и возможности образовательно
го и социокультурного развития;
6) достаточно высокая стабильность населения — около 60 %
сельчан Беларуси проживают в деревнях непрерывно (разумеется,
при краткосрочных выездах в город) со дня рождения;
7) связанные с этим специфические особенности деревен
ского образа жизни: тесная связь всей жизнедеятельности с зем
лей, наличие приусадебного хозяйства, большая слитность труда и
быта, слабо развитая трудовая мобильность, более простые нормы
общения между людьми, важная роль традиций, обычаев, местных
авторитетов, общественного мнения и ценностных ориентации
деревенских жителей.
Место и роль сельской территориально-поселенческой структуры в развитии общества и системах расселения; основные факторы, влияющие на происходящие здесь социальные процессы; особенности сельского образа жизни, свойственных ему особенностей культуры, общения; процессы социального воспроизводства сельского населения как специфической социально-территориальной общности, — составляют предмет социологии деревни.
Выяснив социальную сущность двух основных типов социально-территориальной структуры общества- города и деревни, своеобразные особенности каждого из них, мы можем более определенно и конкретно представить себе содержание и социальную роль урбанизации.
Урбанизация (от латинск. urbanus) — процесс сосредоточения населения, экономической, политической и культурной жизни в крупных городах и связанного с этим возрастания роли городов в развитии общества, в распространении черт и особенностей, свойственных городскому образу жизни, па все общество, в том числе в сельской местности.
Основными признаками урбанизации являются: возрастание доли городского населения; высокая плотность и степень размещения сети городов по территории страны; транспортная и другая доступность крупных городов для населения других поселенческих структур; возрастающее разнообразие видов трудовой деятельности и досуга населения.
Отметим, что урбанизация - это отнюдь не механическое изменение численности городского и сельского населения в пользу первого. Объективно переезд в крупный город означает перемещение к сконцентрированным здесь разнообразным возможностям трудоустройства и реализации способностей, к социальным и культурным благам, к источникам производства и приобретения новых вещей, реализации новых потребностей и интересов
Очень существенным признаком урбанизации является также возникновение новых городов и быстрый их рост как по количеству населения, так и по концентрации в них промышленности За последние 30-40 лет в Беларуси возникли 1акие новые, быстро развивающиеся города, как Новополоцк, Солигорск, Светлогорск и др. Строительство новых городов, их быстрое развитие приводит к интенсификации процессов не только изменений территориально-поселенческой структуры общества, но и его социальной, профессионально-квалификационной структуры. Дело в том, что в новых городах, как правило, создаются новые отрасли промышленности (нефтехимическое производство в Новополоцке, производство калийных удобрений в Солигорске, химволокна- в Светлогорске), а это вызывает к жизни новые виды трудовой деятельности, новые профессии, новые потребности, интересы и ценностные ориентации. Соответственно создаются новые виды и формы обучения людей, возникают новые учебные заведения с новыми наборами специальностей, например, Новополоцкий плитех-нический университет. Все это сопровождается созданием и развитием новых учреждений культуры, бытового обслуживания; значительным разнообразием не только видов труда, но и способов освоения достижений культуры. Все это вносит существенные изменения в динамику социальных слоев и групп, их перемещение.
Кроме городских и сельских поселенческих структур и изменения соотношения между ними в результате урбанизации, важную роль в динамике социально-территориальных общностей играют регионы. Регион- это определенная часть страны, отличающаяся совокупностью природно-естественных и исторически сложившихся особенностей. Чем более обширна по своей территории страна или чем больше различных природно-климатических зон она имеет, тем более разнообразны имеющиеся в ней регионы. В России, например, существуют весьма существенные особенности районов Крайнего Севера или Дальнего Востока по сравнению! с Краснодарским и Ставропольским краями, расположенными на|
юге страны. В Испании отчетливо выделяются своим экономическим и социокультурным развитием, этническими особенностями, своеобразием традиций и обычаев Андалузия и Каталония.
В Беларуси в силу компактности ее территории и отсутствия резко различающихся друг от друга природно-ландшафтных и климатических зон столь резкое разграничение регионов не наблюдается. Однако и в нашей республике существуют региональные отличия между ее восточными и западными областями. В Гродненской области, например, особенно в ее западных, приграничных с Польшей районах, сказывается географическая близость Варшавы. Кроме того, здесь существуют и исторические предпосылки регионального своеобразия, обусловленные особым местом в истории польской государственности г. Гродно, ставшего в эпоху Просвещения временным убежищем короля Станислава Поня-товского. Важную роль сыграл и культурный фактор: многие выдающиеся деятели польской культуры родились на Гродненщине -Адам Мицкевич, Ян Чечет, Томаш Зан, Элиза Ожешко и др. Поэтому и в настоящее время в этом регионе более ощутимо, чем в других областях Беларуси, сказывается влияние католицизма и польской культуры, в то время как в восточных областях гораздо сильнее влияние православия, более отчетливо выражено тяготение к русской культуре. Все это проявляется в традициях, обычаях, обрядах, в ценностных ориентациях. Так, в период подготовки договора о Союзе Беларуси и России полностью, безо всяких оговорок поддержали создание такого Союза более 73 % жителей Гомельской области и 40,9 % (т.е. в 1,8 раза меньше) - Гродненской.
Если суммировать совокупность отличительных особенностей и условий жизнедеятельности людей в поселениях различного типа и различных регионах, то можно сказать, что специфика социально-территориальной общности определяется:
1) историческими особенностями развития данной общно
сти: ее прошлым и настоящим, свойственными ей традициями,
обычаями, отношениями, особенностями труда и быта и т.п.;
2) экономическими условиями — структурой экономики, осо
бенностями разделения труда, профессиональным составом насе
ления, его трудовой мобильностью и т.п.;
3) социально-политическими условиями - степенью вовле
чения населения в принятие управленческих решений, особенно
стями и эффективностью управления и самоуправления, отноше
нием населения к властным и управленческим структурам;
4) социокультурными условиями— наличием или отсутстви
ем учреждений образования, культуры, науки, соответствующих
отрядов интеллигенции и др.;
5) экологическими условиями — особенностями природно-
ландшафтной среды, наносимым ей ущербом, эффективностью ее
воспроизводства, охраны и т.п.
В соответствии со структурой социально-территориальной организации жизнедеятельности складывается определенная иерархия (соподчиненность) социально-территориальных общностей разного ранга. Для Беларуси они таковы:
1. Высшая- все население Республики Беларусь как специ
фическая социально-территориальная общность.
2. Областные социально-территориальные общности.
3. Районные (городские) социально-территориальные общ
ности.
4. Поселковые и сельские социально-территориальные общ
ности.
Но какой бы иерархический ранг или какой бы то ни было тип (городской или сельский) поселенческой структуры мы ни рассматривали, всегда и везде на передний план в социологическом исследовании выдвигается население страны, области, города, района, поселка, деревни. Под народонаселением понимается совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в пределах определенных социально-территориальных общностей -страна, регион, город, деревня и т.п. Когда социологи говорят о социально-территориальных общностях, они не забывают, что в состав этих территориально-поселенческих структур входят комплексы зданий, сооружений, транспортных средств и т.п., но главную роль в этих общностях играют люди, создающие такие здания и сооружения, обживающие определенные территории, строящие на них города и села, создающие необходимую для жизни в них структуру жизнеобеспечения - заводы, школы, больницы, магазины и т.п. А высшую ранговую структуру во всех этих социально-территориальных общностях представляет народ. Народ - это совокупность всех социальных общностей, слоев и групп, запятых в различных видах деятельности в системе общественного разделения труда, имеющих общую историческую судьбу, существенные признаки сходного образа жизни, а также чувство принадлежности к единой социально-исторической общности. Народ выступает носителем многовекового коллективного опыта, социокультур-
ных ценностей - языка, культуры, исторической памяти и государственности, основным создателем материальных и духовных ценностей, вершителем своей собственной судьбы.
Вопросы для самоконтроля и повторения
1. Что такое социально-территориальная общность?
2. Каковы две основных составляющих социально-территориальной
структуры?
3. Каковы четыре главных фактора, создающие условия жизнедеятель
ности людей в территориально-поселенческой структуре?
4. Какова социальная сущность города (его определение) и в чем со
стоят его характерные особенности?
5. В чем состоит социальная сущность деревни (ее определение), како
вы ее характерные особенности?
6. Что такое урбанизация?
7. Какими факторами определяется специфика социально-территориаль
ной общности?
8. В чем состоят особенности народа как исторической социальной
общности?
Литература
1. Бабосов Е.М. Социальное развитие деревни: состояние, тенденции и
перспективы выхода из кризиса. Черкассы, 1993.
2. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И.В., Садовский Э.Г.
Социальная стратификация городского населения //Социологичес
кие исследования. 1995. № 5.
3. Зиновский В.И. Численность и основные социально-демографичес
кие характеристики населения Республики Беларусь по данным пе
реписи населения 1999 г. //Социология. 1999. № 4.
4. Комаров М.С. Территориальная общность и поведение личности.
Урбанизация как образ жизни //Введение в социологию. Гл. 4, § 3.
М., 1994.
5. Макеев С.А. Социальные перемещения в крупном городе. Киев, 1989.
6. Проблемные ситуации в развитии города /Под ред. О.И. Шкаратана.
М., 1988.
7. Социально-территориальные общности. Социология города и со
циология деревни //Социология /Под. ред. Г.В. Осипова. М., 1990.
8. Социально-территориальная структура общества //Социология: наука
об обществе. Под. ред. В.П. Андрущенко, В.И. Горлача. Харьков, 1996.
Глава 17. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
На протяжении последнего десятилетия XX столетия резко возрос интерес к таким специфическим компонентам социальной структуры общества, каковыми являются этносы и нации. В это время изумленному человечеству был преподнесен такой многоцветный букет идей и программ национального и этнического суверенитета, такой всплеск межнациональных конфликтов, что это побудило многих социологов, политологов, публицистов заговорить о «взрыве этничности», об «этническом шоке». Проявления этого шока весьма разнообразны. Это и широкое распространение неонационализма, нередко принимающего религиозную окраску, что особенно отчетливо выражено в исламском фундаментализме; это и распад таких многонациональных государств, как СССР и Югославия; это и «бракоразводный процесс» чехов и словаков; это и вооруженные конфликты под знаменами гиперэтнизма в бывшей Югославии, в Приднестровье, Таджикистане, Закавказье и на Северном Кавказе; это и требования «этнической чистоты» страны со стороны новоявленной этнократии в Эстонии и Латвии. При общности многих черт, объединяющих такие разнородные процессы, каждый этнонациональный конфликт отличается своим индивидуальным характером, но все они вместе перерастают не только в общеевропейскую, евроазиатскую, айв глобальную проблему современности.
И все-таки, как бы много ни говорили об «этническом шоке» и «ренессансе этничности», более внимательный и вдумчивый анализ убеждает в том, что чаще всего этнонациональные конфликты не проявляются в чистом, дистиллированном виде, а оказываются сопряженными с социальными, государственными, территориальными противоречиями. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что, во-первых, этнонациональный конфликт, как правило, возникает при расхождении между социально-политическими и этническими компонентами общественного развития, а во-вторых, и это главное, что этнические компоненты органически вплетены в социальную структуру общества. Следовательно, чтобы правильно понять глубинную природу и социальную сущность этничности как специфического социального феномена, необходим не только этнологический, но и социологический подход к этому феномену, позволяющий исследовать и интерпре-
тировать этнические и национальные общности как существенные компоненты социальной структуры общества, в органической взаимосвязи с другими его компонентами, будь это белорусы, литовцы, поляки, евреи и т.п. Поэтому этническая, национальная общность должна рассматриваться в контексте системно-струк-урных представлений в качестве одной из социальных групп, находящихся в многообразных взаимодействиях с другими социальными группами и институтами.
Важность и необходимость социологического анализа этносов и наций в терминах социальной стратификации становится тем более обоснованной, что этнические установки и притязания, вырастающие порой до этнического нарциссизма, этноприоритетного национализма, этнического доминирования, этнократии, - начинают преобладать в отношениях между различными социальными группами и государствами в случаях, когда социально-экономические, политические, социокультурные интересы индивидов и групп по тем или иным причинам не могут быть удовлетворены, т.е. когда общество оказывается в состоянии кризиса. Тогда феномен этничности, имеющий глубокие исторические корни в бессознательных симпатиях и антипатиях, обрядах, традициях, национальной культуре, образе жизни людей, становится сильнодействующим интегрирующим фактором для людей одной национальности, приводит к их сплочению и противостоянию другим этническим группам. Вследствие этого этничность превращается в мощный социальный фактор, противостоящий таким повсеместно признанным критериям социальной стратификации, как доход, образование, власть и т.п., определяющим в своей совокупности социальные позиции индивидов и групп, их место и роль в социальной структуре общества В таких условиях люди одной этнической группы, ощущая себя обделенными в экономическом, политическом, культурном, языковом или другом отношении, объединяются на базе общих им этнических ценностей для того, чтобы попытаться изменить сложившуюся систему социальной стратификации.
Но этничность (или этническая общность) - понятие очень широкое, под него подпадают такие различные этнические группы, как племя, народность, этнос и нация. Поэтому необходимо уяснить, в чем состоят сходства и различия этих этнических образований, которые в процессе исторического развития могут преобразовываться друг в друга в общем процессе перехода от племени к этносу, а от него - к нации.
Племя — это такая природно-социалъпая общность людей, которая характерна для первобытнообщинного строя, объединена кровнородственными связями, представляет совокутюстъ двух или нескольких родов, отличается от других племен своей территорией, языком, культурой, религиозными верованиями.
Так, на территории современной Беларуси в IX-X столетиях н.э. проживали восточнославянские племена кривичей, радимичей и дреговичей. Людей того времени объединяли в единое племя кровнородственные связи, проживание на единой территории, наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, племенной вождь), а также общие примитивные религиозные верования - тотемизм, фетишизм и др. Характерна привязка названия племен к особенностям природно-ландшафтной среды их обитания. Например, самая обширная восточнославянская общность того времени- кривичи- расселились на верховьях Волги, Двины и Днепра, на территориях современной Минщины и Смоленщины, для которой характерно чередование множества возвышений и низин и которую вполне логично наши предки назвали «кривой». В отличие от них дреговичи заселяли значительную часть территории вдоль Припяти, где преобладала болотистая местность - «дрыгва».
Развитие экономической жизни, более высокий уровень материальной, духовной культуры и политических отношений приводит к возникновению новой, более развитой и сложной, а вместе с тем и более обширной этнической общности — народности. Для этого процесса характерны вытеснение кровнородственных отношений товарными, социальное расслоение на знать (князья) и остальных соплеменников, замена власти племенного вождя властью князя (Рогволод - у полоцких кривичей, Тур - у дреговичей), создание аппарата для сбора дани и княжеского войска для защиты от вражеских набегов. Народность, в отличие от племени, обладает сформировавшимся надплеменным языком, наличием фольклорной (т.е. народной) культуры в виде сказаний, былин, обрядов, обычаев, институтами власти, для нее характерно социальное расслоение и наличие частнособственнических отношений.
Таким образом, народность - это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и социокультурная общность людей, следующая в прогрессе этнической эволюции за племенем и предшествующая нации. Сложившись еще в эпоху феодализма, некоторые народности существуют поныне не только
в развивающихся, но и в индустриально развитых государствах, например, уэльсцы и нормандцы в Великобритании; эвенки, чукчи, нивхи - в России и др. Наиболее крупные из народностей в процессе исторического развития консолидируются в нации.
Племена и народности представляют собой две исторически следующие друг за другом ступени развития этноса. Что же такое этнос?
Под этносом понимается естественно сложившаяся в определенной ландшафтной среде, исторически близкая к формированию изначальной социокультурной специфики человека как социального существа, общность, базирующаяся на общих для нее специфических архетипах - подсознательных коллективных представлениях о добре и зле, самобытных обычаях и культурных традициях, обусловливающих жесткое разделение окружающих людей на «своих» и «чужих». Как подчеркивает А.С. Ахиезер, этнос представляет собой форму .жесткой внутренней интеграции, в основе которой лежит представление о том, что все общности вне «мы» - нечто чуждое, несущее в себе абсолютную реальную и потенциальную враждебность людям, т.е. членам данного этноса. Практически это означает, что исторически исходным отношением между этносами является господство конфликта, преобладание взаимоотталкивания, возможно, взаимоистрсбления (2; 79).
С точки зрения известного исследователя этногенеза Л.Н. Гумилева, этнос необходимо рассматривать как динамическую целостную систему, включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями. У этой системы существует целый ряд отличительных признаков, три из которых являются определяющими.
1. Этнос - это «явление, лежащее на границе биосферы и со-
циосферы».
2. Этнос как система «постоянно обменивается с окружаю
щей средой энергией и энтропией, а этот обмен регулируется куль
турной традицией, которая равно взаимодействует с общественной
и природной формой движения материи».
3. Этносам свойственна комплиментарность, т.е. ощущение
подсознательной взаимной" симпатии или антипатии, определяю
щее противопоставление себя всем остальным по принципу
«свои» — «чужие».
В данной концепции этногенез рассматривается как результат интенсивного усвоения общностью людей уникального при-
родного ландшафта, а это предполагает идею константности этнических различий, обусловленную константностью природных условий различных регионов, идею несовпадения этнического и социального ритмов человеческой истории. В силу этого этногенез носит более глубинный характер, чем социальные трансформации, и его основные характеристики («пассионарность», «старение» и др.) не зависят от социального строя, политической системы, социокультурных перемен (7; 103, 23 1-232, 250, 497).
Несколько иную, причем более широкую по своим компонентам маркировку этноса дают американские социологи и этнологи Дж.М. Йингер и М. Нэш. Первый из них утверждает, что этническую группу 1)считают отличной от других по сочетанию следующих черт: язык, религия, раса, родина предков и культурное наследие; 2) члены группы также считают себя отличными от других; и, 3) они участвуют в общей деятельности на основе общего происхождения (реального или мифического) и общей культуры.
М. Нэш полагает, что главным «символическим маркером» этничности служит ее название (самоназвание), функционирующее в целостной системе аналогичных названий. А этнические границы данной общности определяют две взаимосвязанные триады. Первую и определяющую из них составляют «единство крови, материальных основ жизни и божества... Вторичную по своему значению триаду указателей образуют особенности внешнего облика (антропологические характеристики, специфика одежды) и язык, осмысленный в общем культурном контексте».