Классификация стилей жизни студенчества
Многомерность понятия «стиль жизни» и широкий диапазон феноменов, составляющих его, породили множество классификаций жизненных стилей, на основе самых разнообразных критериев, но все они соотносимы с личностными характеристиками (конформность, индивидуализм, агрессивность, альтруизм и т.д.), что указывает на специфику категории «стиль жизни» по отношению к стилю деятельности. При классификации последнего используются параметры, являющиеся характеристиками деятельности (результативность, эффективность, соотношение ориентировочных и исполнительских действий и т.д.)[14].
Приведем теоретическую интерпретацию признаков, по которым различаются между собой стили жизни в студенческой среде. В литературе они трактуются по-разному и связываются с разными факторами воздействия. Часто в качестве различительных признаков фигурируют чисто внешние детали: особенности одежды, причесок, предметов, по которым узнаются «свои» (знаковых отличий), речи и т. д.[15] Учитывая важность таких различий, тем не менее возможно обосновывать целесообразность типологизации стилей жизни молодежи по основанию ценностной ориентации на «хорошую жизнь» (т. е. представления, основанного на социальном конструировании образа общества, приемлемого для жизни, – не идеального, но достаточного для реализации определенного жизненного плана).
В соответствии с этим подходом различные ожидания молодежи можно свести к пяти основным группам (данные анкетного опроса, проведенного в 2007 году в ВУЗах Москвы. Опрошено 610 студентов, выборка целевая. Исследование проведено в рамках научной школы социологии молодежи Московского гуманитарного университета под руководством А. В. Сафаряна)[16].
Первую группу составляют ожидания от самореализации, связанные с успешной деловой карьерой. Это позиция, характеризуемая как социальная норма. Она отражает и активность молодой генерации, и возможности для самореализации, и расчет на материальный достаток, признание в обществе, получение доступа к инструментам власти и т. д.
Вторую группу составляют жизненные планы, построенные на стремлении к наслаждениям от жизни, которые обозначены как гедонистические.
Такая ориентация признается в обществе, не противоречит социальной норме, хотя и не является ее последовательным воплощением, поскольку отводит слишком ничтожное место общественному долгу.
Третья группа выделяется по такому основанию как «экстрим»(слово «extreme» имеет в английском языке несколько значений: противоположность; высокая степень чего-либо, высшее достижение; непомерный, чрезвычайный, чрезмерный; исключительный, особенный; в разговорном языке словом «экстрим» в большинстве случаев обозначают какие-либо выдающиеся, экстраординарные действия, как правило, связанные с опасностью для жизни). В известном смысле, экстрим также связан с удовольствием, как гедонизм, однако разница заметна в том, что первое основано на риске и чувстве опасности, в то время как второе предполагает комфорт. Отсюда и существенные отличия в жизненных стилях, основанных на гедонизме и экстриме.
Четвертая группа обозначена как ориентированная на альтруизм. Здесь на передний план выходят ценности служения людям, поведение и организация жизни подчиняется нравственному принципу бескорыстного служения другим людям, самоотречения, сострадания, милосердия. К этой группе отнесена и ориентация на религиозные ценности.
Пятая группа обозначается через высокую мотивацию к освоению мировой и отечественной культуры, ориентацию жизненных планов на развитие личности и ее творческих способностей. Эта позиция проявляется в среде учащихся на всех уровнях образовательного процесса, но не является всеобщей, более того, нередко встречает отпор в среде, где распространены другие ценности «хорошей жизни», а носители стремления к познанию, науке, высокому искусству могут подвергаться различным социальным практикам исключения.
Данные пять выделенных позиций, характеризующих ожидания молодежи от самореализации, предполагают определенные внешние условия. Такими условиями для первых трех позиций, в частности, являются преимущественно городская жизнь, где повседневность предполагает достаточно ослабленный контроль со стороны взрослых (значимых других) и наличие спектра возможностей для выбора способа самореализации молодого человека, подготовки к этой самореализации. Имеет значение и такой фактор, как мирная обстановка (отсутствие войны, чрезвычайного положения и т. п.).
Четвертая позиция получает возможность развиваться в условиях оживления деятельности церкви, благотворительных организаций. Она отражает установки некоторой части молодых людей на заботу о ближних, самоотречение, аскетизм.
Пятая позиция может быть эффективно реализована в условиях доступности образования, форм реализации в творческой деятельности (научной, технической, художественной и т. д.).
Соответственно, приверженность молодого человека к той или иной позиции напрямую отражается на его стиле жизни. К примеру, студенты, ориентированные на успешную деловую карьеру, ведут активную общественную жизнь, проявляют заинтересованность в учебе, их вторичная занятость чаще всего связана с получаемой специальностью и т.д. Сторонники же пятой группы больше времени уделяют развитию своих способностей. Они также придают большое значение образованию, но, в отличие от «карьеристов», знание важно для них само по себе, безотносительно его практического применения. Последователи этой позиции – частые посетители выставок, концертов, музеев, тематических форумов. Сюда можно отнести всю творческую элиту.
Позиции, являющиеся обобщением жизненных стратегий студенчества, могут быть дополнены позициями, которые возможно выявить в других молодежных группах, но для данного исследования это признано излишним.