Брак как социологическая и демографическая категория
Брак - это санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям. Исторически брак прошел длительный многовековой путь развития и смены одних его форм другими. Эти исторические изменения описываются в специальной историко-этнографической и историко-социологической литературе, к которой и следует обращаться тем, кто интересуется этими вопросами1.
Говоря о браке, необходимо прежде всего отметить неоднозначность трактовки этого понятия в праве и других общественных науках.
С точки зрения права, браком считается только свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью образования семьи с обязательным соблюдением установленных законом требований и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности2. В нашей стране действительным признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (загс). Обязательная государственная регистрация была установлена в декабре 1917 г. с принятием Декрета ЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке». В настоящее время порядок вступления в брак регулируется Семейным кодексом Российской Федерации, принятым в 1995 г.
Для демографии брак интересен прежде всего как предусловие создания семьи и рождения детей, а также процессов рождаемости и смертности.
При этом демография традиционно интересуется не столько юридической формой брака как узаконенного союза мужчины и женщины, сколько наличием действительных и эффективных брачных (супружеских) отношений независимо от того, зарегистрирован ли брак в соответствии с принятыми в той или иной стране правилами и законами или нет, т.е. фактическим браком*.
В семейном праве под фактическим браком понимается официально не зарегистрированный брак, т. е. сожительство. Эту разницу в употреблении одного и того же термина в разных науках следует иметь в виду.
Вместе с тем демографию интересует и юридическая форма брака, поскольку с этим понятием связано такое явление, как внебрачная рождаемость.
Наличие или отсутствие официальной регистрации брачных отношений, юридического их оформления, является чрезвычайно важным индикатором состояния семьи как социального института. Наблюдающийся в последние десятилетия рост числа случаев отказа от официальной регистрации брака, распространение сожительств свидетельствуют (вместе с другими аналогичными явлениями) об углубляющемся кризисе семьи, о деградации ценностей фамилизма, ценой которых является обострение общественного неблагополучия, нарастание девиантных форм социального поведения. И дело не только в увеличении во многих странах мира (в том числе и в России) числа и доли внебрачных рождений, хотя это само по себе порождает многочисленные социальные проблемы, связанные в первую очередь с неполноценной социализацией детей из так называемых «материнских» семей. Сама возможность жить в сожительствах, без легимизации брачных отношений разъедает в сознании многих ценность законного брака и семьи как социальных установлений, как единственно нормативных форм совместной жизни.
В том, что касается брака и брачных отношений, существует терминологическая путаница, которая возникла из-за некритического переноса юридической терминологии в демографию и разобраться в которой не всегда просто*. В частности, выражение фактический брак иногда употребляют как синоним сожительства, противопоставляя его зарегистрированному браку. В таком же контексте, с другой стороны, употребляют порой и выражение гражданский брак, понимая под ним брак незарегистрированный* *.
Удивительно, что не только разные энциклопедические справочники трактуют эти понятия по-разному, но даже в пределах одного и того же словаря в статьях разных авторов порой можно найти взаимоисключающие трактовки этих терминов. До 1917 г. под гражданским браком понимали брак, заключенный без совершения соответствующего религиозного обряда (венчания и т.п.).
Чтобы избежать этой путаницы, следует под гражданским браком понимать брак зарегистрированный, а о сожительстве говорить в тех случаях, когда брачные отношения существуют вне юридически признанной, легитимной формы. Что касается термина фактический брак, то независимо от его употребления в праве, за пределами чисто юридической терминологии он должен использоваться только для констатации наличия действительных и эффективных брачных отношений безотносительно, настойчиво повторю еще раз, к их юридической форме. Противопоставление фактического брака зарегистрированному основано на недоразумении: наличие юридической формы отнюдь не означает, что нет фактических брачных отношений и, наоборот, наличие фактических (т.е. реальных, действительных) брачных отношений отнюдь не означает, что последние никак юридически не оформлены.
Типы брака - зарегистрированный и фактический - не являются взаимоисключающими. Большинство зарегистрированных браков являются также и фактическими, а большая часть фактических - зарегистрированными. Однако среди зарегистрированных браков есть фиктивные браки, которые были юридически оформлены не для создания семьи, а ради приобретения жилищных, имущественных или других прав. Некоторые из зарегистрированных браков фактически уже распались, но де-юре продолжают существовать, поскольку развод еще не оформлен. Нередки случаи, когда кто-то состоит в зарегистрированном браке с одним человеком, а в фактическом - с другим. Поэтому как альтернативные типы можно рассматривать только зарегистрированный и незарегистрированный брак. Синельников А.Б. Брак // Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 45.
Под видами или формами брака понимают конкретные вариации брачных союзов, в которые вступают или вступали мужчины и женщины. Среди видов брака прежде всего различают моногамию (однобрачие) и полигамию (многобрачие.).
Моногамия, или моногамное супружество, - это брак одного мужчины с одной женщиной.
Полигамия, или полигамное супружество, - это брак одного мужчины с несколькими женщинами (полигиния, или многоженство) или брак одной женщины с несколькими мужчинами (полиандрия, или многомужество). Вопреки широко распространенному мнению, специальные историко-этнографические исследования показали, что полигамия (полигиния) в истории имела гораздо более широкое распространение, чем моногамия: по данным американского социолога Дж. Мэрдока, число культур с преобладанием полигамии почти в 4 раз превышает число тех культур, где преобладала моногамия3. При этом наиболее распространенной формой полигамии является полигиния, до сих пор широко практикующаяся в странах, население которых исповедует ислам.
Что касается полиандрии, или многомужества, то распространенность этой формы брака крайне незначительна. Она существует у некоторых народов Индии и Тибета, преимущественно в виде т.н. фратернальной полиандрии, т.е. брака одной женщины с несколькими братьями.
Современная тенденция состоит в том, что распространенность полигамии снижается, на смену ей приходит моногамия. В настоящее время даже в многих мусульманских странах, где религиозная мораль допускает и, более того, поощряет полигинию (многоженство), последняя запрещена законом. В этой связи странными выглядят попытки узаконить многоженство в отдельных субъектах Российской Федерации, в частности в Ингушетии. Но еще более странной и комичной представляется попытка Жириновского и его партии провести через Государственную Думу закон, разрешающий многоженство в России4.
В настоящее время все большее распространение получает т.н. серийная моногамия (некоторые авторы говорят о последовательной моногамии), т.е. повторные, главным образом послеразводные браки мужчин и женщин. Это явление достигло таких масштабов, что многие исследователи, а еще больше журналисты и политики, перестали считать брак пожизненным союзом мужчины и женщины (у них существует идиосинкразия на само слово пожизненный), рассматривая его как временный альянс, который может быть расторгнут в любое время по желанию любого из супругов. И серийная моногамия сама по себе, и примирительное отношение к ней как к нормативному явлению отражают нарастание институционального кризиса семьи, последствия которого столь угрожающе проявляются в современной динамике демографических процессов.
Заключение брака является результатом, финальной стадией брачного отбора. Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности (пространства) возможных, потенциальных брачных партнеров(которую иногда называют брачным кругом) так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный, партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе».
Брачный круг - совокупность возможных брачных партнеров.
Народонаселение. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 36.
Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны как пространство возможных брачных партнеров, так и степень свободы индивидуального выбора.
В первом отношении, т. е. в том, как определяется пространство возможных брачных партнеров, все культуры различаются по тому, допускаются или нет в них повторные браки.
Если повторные браки не допускаются, как это имеет место в культурах традиционной, жесткой моногамии, если, иначе говоря, человек, состоящий или состоявший в браке и выбывший из него, не может в силу действия социокультурных, моральных и правовых запретов вновь вступить в брак или хотя бы рассчитывать на это, то пространство возможных брачных партнеров образуют только те индивиды, которые не состоят в браке или даже (в более сильном варианте, существующем в некоторых культурах) никогда в нем не состояли. Человек вступает в это пространство по достижении установленной обычаем или законом зрелости и покидает его, вступив в брак.
Если же повторные браки допускаются, если допускается, иными словами, серийная моногамия, то совокупность, из которой производится отбор брачного партнера, является предельно широкой и включает в себя как не состоящих, так и состоящих в браке.
Правилом здесь является то, что человек, мужчина или женщина, постоянно доступен для брака, независимо от того, состоит он в браке или нет. Как пишет американский социолог Б. Фарбер, «каждый человек, по крайней мере, теоретически, всегда является потенциальным супругом для всех других лиц противоположного пола. Здесь важно то, что состояние в браке ничуть не ограничивает человека в том смысле, что он продолжает оставаться возможным супругом в позднейших браках»5.
Но в любом случае человек, как уже сказано, становится возможным брачным партнером для других людей только по достижении установленного законом или обычаем брачного возраста.
Брачный возраст в Российской Федерации, установленный законом, - 18 лет для мужчин и для женщин. Органы местного самоуправления при наличии уважительных причин вправе по просьбе лиц, желающих вступить в брак, разрешить вступить в брак тем, кто достиг возраста 16 лет. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены порядок и условия, при которых вступление в брак может быть разрешено, в виде исключения, до 16 лет6.
Брачный возраст - минимальный брачный возраст, начиная с которого закон или обычай допускает вступление в брак. В большинстве стран мира Б. в. устанавливается законодательно с учетом возраста половой зрелости, психологической и социальной зрелости вступающих в брак, а также традиций, обычаев и др. условий данной страны. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 34.
В нашем обществе, т. е. в обществе европейского, западного типа, историческая тенденция состоит в переходе от строгой моногамии, когда вступление в повторный брак даже в случае овдовения было затруднено (особенно для женщин) к моногамии серийной, когда повторные браки становятся обычным делом.
Например, в России с 1980 г. по 1996 г. доля вступивших в повторный брак увеличилась для мужчин с 18,9 до 28,4%, а для женщин - с 17,9 до 27,8%, затем, правда, несколько снизившись, соответственно до 28,0 и 26,9% в 1998 г.7 При этом подавляющее большинство повторных браков было заключено после развода (более 80% всех повторных браков как для мужчин, так и для женщин). В крупнейших городах доля вступающих в повторный брак еще выше: например, в Москве в 1991 г. брак был повторным для 36,4% мужчин и для 32,1% женщин, причем на долю послеразводных приходилось 90% повторных браков мужчин и 88% повторных браков женщин8.
Аналогичные данные можно привести и по США. В этой стране в середине 1980-х гг. около 46% всех заключаемых браков были повторными по крайней мере для одного партнера9.
Во втором отношении, т. е. в том, что касается степени свободы индивидуального выбора, между различными обществами также существуют большие отличия. В некоторых культурах, а в прошлом - практически повсюду, преобладают браки, организуемые родителями или другими родственниками, под чьей опекой находятся молодые люди. В других доминирует «свободный» выбор, когда основными его «агентами» являются сами вступающие в брак. Однако в любом случае вступление в брак, выбор брачного партнера не являются произвольными. Они подчиняются действию определенных факторов культурного, социального, психологического и даже отчасти социально-биологического характера*.
Вступление в брак означает, с социологической точки зрения, смену одного из социальных статусов, которыми обладает каждый человек, в данном случае - смену брачного статуса, или брачного состояния. Демография как наука о воспроизводстве населения интересуется как самим массовым процессом формирования брачных союзов (и их распадом), т. е. массовым процессом смены брачных статусов - брачностью, разводимостью, овдовением, - так и распределением населения по брачным статусам, т. е. брачной структурой. Вопросы брачной структуры рассматривались в главе 3. В следующих параграфах этой главы мы рассмотрим основные характеристики главного компонента массового процесса смены брачных статусов - брачности, разводимости.
БРАЧНОСТЬ
Если понятие брак относится к социальному институту, а понятие вступление в брак характеризует индивидуальный акт образования брачного союза между мужчиной и женщиной, то термин брачностъ означает массовый процесс формирования брачных пар в населении как совокупности поколений или в поколении как совокупности людей.
В демографии понятие брачность употребляется и в более широком смысле как массовый процесс формирования и распада брачных союзов, процесс формирования брачной струне туры населения. В этом чрезвычайно широком контексте брачность включает в себя и процессы разводимости и овдовения.,
Понятие брак относится к одной супружеской паре.
Массовый процесс заключения браков называется «брачностью». Однако в демографической литературе понятие «брачность» часто употребляется в более широком смысле: брачностью называется совокупность процессов вступления в брак и прекращения браков из-за развода или смерти одного из супругов (в этом случае термин «брачность» охватывает также и такие процессы, как разводшюстъ и овдовение).
Синельников А.Б, Брак// Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 46.
В этой главе мы будем говорить о брачности в узком смысле слова, т.е. как о массовом стохастическом процессе формирования брачных союзов.
Брачность - процесс образования брачных (супружеских) пар в населении; включает вступление в первый и повторные браки. В сочетании с процессами овдовения и разводимости брачность определяет воспроизводство брачной структуры населения. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 30
Брачность находится в теснейшей связи с воспроизводством населения, выступая как один из важнейших факторов рождаемости и смертности. Это, а также ее собственная роль в социальных процессах и судьбах людей определяют значение демографического и социологического изучения брачности и брачного поведения.
Абсолютное число браков
В демографии брачность измеряется целой системой показателей, которые с разных сторон характеризуют тенденции ее формирования и изменения. Исходным показателем выступает абсолютное число браков, заключенных (т.е. зарегистрированных) за тот или иной период времени, обычно за год. Абсолютное число браков характеризует, так сказать, валовые объемы брачности в стране или регионе. Оно может использоваться также и для получения первоначального представления о тенденциях изменения брачности во времени. Однако этим ценность данного показателя и исчерпывается.
Изучение брачности имеет дело с частотой заключения браков, т.е. союзов между особами противоположного пола, которые создают взаимные права и обязанности, фиксируемые в законах или обычаях; с характеристиками индивидов, вступающих в брак; и с распадом таких союзов. В более широком смысле, оно включает также изучение других конъюгальных союзов в случае, если их частота делает необходимым их включение в анализ. Multilingual Demographic Dictionary. English Section. 2nd Edition. Liege, 1982. P. 66. §501.
Как любой абсолютный демографический показатель, число браков сильно зависит от общей численности и от демографической структуры населения, в т.ч. и от уже сложившихся пропорций в брачной структуре населения. Поэтому уже для межстрановых или межрегиональных сравнений показатель абсолютного числа браков использоваться не может.
Коэффициенты брачности
Брачность относится к числу процессов, которые образуются повторными событиями. В брак в современных условиях можно вступить несколько раз на протяжении жизни. Другое дело, что в первый (а также во второй, третий и т.п.) брак можно вступить только один раз.
Среди относительных показателей брачности самым первым является общий коэффициент брачности, который равен отношению числа заключенных браков к общему числу человеко-лет, прожитых населением за тот или иной период времени, или к среднему (среднегодовому, если речь идет о годе) населению:
Общий коэффициент брачности свободен от влияния общей численности населения, но, подобно всем общим коэффициентам, зависит от особенностей демографической структуры, прежде всего возрастной и брачной. Знаменатель дроби включает в себя и детей в возрасте до 15 лет, и тех, кто уже состоит в браке. Естественно, что доли тех и других в населении весьма сильно влияют на общий коэффициент брачности: чем больше эти доли, тем меньше при прочих равных условиях общий коэффициент брачности. Поэтому его, как и другие общие коэффициенты, называют еще грубым коэффициентом, поскольку можно использовать лишь для самой первой, приблизительной, грубой оценки уровня брачности.
Возможны и такие парадоксы. Коэффициент брачности представляет собой отношение числа вступивших в брак в данном году к средней численности населения. Понятно, что дети, присутствующие в знаменателе дроби при расчете коэффициента, присутствуют в нем зря до достижения бракоспособного возраста. Но и взрослые люди, скажем, состоящие в браке, также зря присутствуют в знаменателе дроби при расчете коэффициента брачности, поскольку, очевидно, не могут вступать в брак, небракоспособны. Можно представить себе такую гипотетическую ситуацию. В населении с высоким уровнем брачного состояния, т.е. в котором большинство населения уже состоит в браке, коэффициент брачности будет низким именно потому, что число не состоящих в браке станет очень малым. Вступать в брак становится некому потому, что большинство уже состоит в нем. Борисов В. А. Демография: Учебник для вузов._ М., 1999. С. 117.
В табл. 4.1 и на графике 4.1 в качестве иллюстрации приведены данные об абсолютном числе браков и общем коэффициенте брачности в России за 1960-1999 гг. Обращает на себя внимание неустойчивый характер динамики общих коэффициентов брачности, в котором, однако, обнаруживается долговремен-
Таблица 4.1