Д. юм: психосоциология привычки

Давид Юм (1711-1776) — английский философ, ис­торик, публицист. Не имея возможности получить уни­верситетское образование, приобрел обширные позна­ния путем самообразования. Создал 8-томную «Исто­рию Англии».

Основные труды: «Трактат о человеческой природе, или Попытка применить на опыте метод рассуждения к моральным предметам» (1740); «Опыты» (1741); «Ис­следование о человеческом познании» (1748); «Исследо­вание о принципах морали» (1752); «Диалоги о есте­ственной религии» (были опубликованы посмертно в 1779 г.).

Юм исследовал проблему власти с позиций историз-! ма, утверждая, что патриархальная семья с авторитетом отца и институт племенных вождей явились теми перво­начальными формами, из которых развился институт государственности. Имея своей целью обеспечение соци­ального порядка и соблюдение справедливости, власть правителя стала универсальным признаком цивилизо­ванного общежития и единственной реальной силой, спо­собной гарантировать гражданам их естественные права и свободы.

Устойчивая привычка масс подчиняться монарху и правительству сообщает власти легитимный характер традиционалистского вида. Юм придает особое значе­ние такому психологическому феномену, как привыч­ка, что позволяет ему избегать стереотипов теории об­щественного договора, представлявшихся ему несостоя­тельными.

Как историк он не мог не принимать во внимание того факта, что практически все европейские правитель­ства пришли в прошлом к власти через насилие, завое­вания и перевороты. Достаточно долго пребывая во гла­ве государств, правители принудили подданных считаться с их властью. В итоге действительно возникла привычка подчиняться именно данной династии. Чем продолжи­тельнее оказывалось подобное подчинение, тем глубже проникал стереотип традиционной легитимности в со­знание масс.

• 171 •

И. БЕНТАМ: УТИЛИТАРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

Иеремия Бентам (1748—1832) — английский соци­альный мыслитель. Окончил Оксфордский университет. В России, где его брат служил генералом, по согласова­нию с князем Потемкиным пытался реализовать свой проект строительства рациональной тюрьмы «Панопти­кум». Ему принадлежат сочинения: «Введение в прин­ципы морали и законодательства», «Паноптикум», «Ос­новные начала уголовного кодекса» и др.

Бентам вошел в историю как создатель основ утили­таристского учения, опирающегося на принцип полез­ности. В своих трудах попытался последовательно про­вести идею тождества пользы и удовольствия, а также мысль о том, что главная цель развития цивилизации состоит в максимизации меры и массы общей пользы путем установления гармонии между индивидуальными и общественными интересами.

Бентам считал, что каждый человек должен при со­блюдении норм морали и права руководствоваться прин­ципом взвешенного сопоставления возможных удоволь­ствий и вероятных страданий, которые его ожидают в результате. Сводя интересы общества к сумме интересов отдельных индивидов, Бентам утверждал, что частное стремление каждого человека заботиться только о себе ведет в конечном итоге к увеличению общей суммы счас­тья в государстве. Он видел в либеральных ценностях, свободной торговле, расширении избирательного права путь к процветанию государств. Выступал с резкой критикой теории общественного договора Ж. Ж. Руссо за ее способ­ность пробуждать в массах бунтарские настроения, нару­шающие стабильность общественной жизни, наносящие существенный вред гражданам и государству и в итоге уменьшающие общую сумму жизненных удовольствий.

Т. МАЛЬТУС: НЕГАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ФУТУРОЛОГИЯ

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) — английский мыслитель. Был священником англиканской церкви, про­фессором истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, одним из основателей Лондон-

• 172 •

ского клуба политической экономии. Идеи его сочине­ния «Опыт о законе народонаселения, или Изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на бла­годенствие человеческого рода» (1798) нашли многочис­ленных приверженцев среди западных теоретиков и по­литиков. Известно, что концепция его главной книги сложилась у Мальтуса в полемике с отцом, привержен­цем идей Ж. Ж. Руссо и У. Годвина.

Социальная футурология Мальтуса исходит из того, что в будущем человечество обречено столкнуться с уг­рожающими его существованию проблемами, от кото­рых его не спасут никакие общественные реформы. Наи­более сложные и опасные из этих проблем возникнут в результате обострения противоречий между возрастани­ем численности населения в геометрической прогрессии и увеличением средств существования в арифметичес­кой прогрессии.

Основными средствами, способными приостановить это обострение, являются негативные факторы, тормо­зящие рост населения — войны, социальные катастро­фы, преступность (убийства), болезни, эпидемии, нище­та, голод и т. п. Гуманизм, при всех его прекрасных свойствах, чреват множеством отрицательных послед­ствий. Различные проявления филантропии, взаимопо­мощи, поддержки, благотворительности лишь будут спо­собствовать перенаселению. Люди должны проникаться сознанием серьезности опасности, угрожающей им и бу­дущим поколениям. Поэтому превентивными средства­ми, смягчающими действие негативных факторов, сле­дует считать нравственную самодисциплину, практику целомудрия, сексуального воздержания до вступления в брак; этику индивидуальной ответственности за содер­жание семьи.

Если сам Мальтус как священник считал неприем­лемыми искусственные средства сокращения рождае­мости (контрацепция, аборты), то его последователи стали рассматривать их как важный инструмент сни­жения роста населения. С позиций мальтузианства тор­мозом роста численности народонаселения является практика снижения заработной платы, падение ее уровня ниже прожиточного минимума. Оптимальной является

• 173 •

модель действия «железного закона заработной платы», предполагающего равенство зарплаты прожиточному ми­нимуму. Мальтузианство считает недопустимыми по­литико-экономические меры борьбы государства с бед­ностью, поскольку в результате возникает эффект, про­тивоположный ожидаемому: население возрастает, а бедность сохраняется.

Р. ОУЭН: УТОПИЧЕСКАЯ ФУТУРОЛОГИЯ

Роберт Оуэн (1771-1808) — английский мыслитель, социалист-утопист. Испытал влияние идей французско­го Просвещения и английской экономической науки. Пытался реализовать на практике свои замыслы и осно­вал несколько коммунистических колоний в США и Анг­лии. В своих сочинениях «Новый взгляд на общество, или Опыты о принципе образования человеческого ха­рактера», «Книга о новом нравственном мире», «Рево­люция в сознании и деятельности человеческого рода» Оуэн стремился доказать, что социальное поведение лю­дей детерминируется исключительно внешними обстоя­тельствами. Человек не обладает свободой воли и не может воспрепятствовать тем причинным воздействи­ям, которые оказывает на него экономический строй. Ему нельзя вменять в вину пороки и преступления, он не заслуживает наказаний, поскольку зло исходит не от него, а от несправедливого порядка вещей. Путь к из­бавлению общества от зла пролегает через установление новых, справедливых отношений между людьми. Чтобы побудить их к избавлению от пороков, необходимо апел­лировать к их разуму.

Подобно французским просветителям, Оуэн был убежден во всесилии рационалистически сконструиро­ванных преобразовательных программ и в готовности человека послушно следовать рассудочным предписа­ниям. Он был уверен, что стоит лишь преодолеть заб­луждения и невежество, проникнуться сознанием ис­тинности и разумности социалистических идей, как откроется реальная возможность для утверждения спра­ведливого общественного строя с обобществленными

• 174*

средствами производства, отсутствием эксплуатации, равной для всех мерой труда и потребления. В специ­альных трудовых колониях будет царить идеальный порядок, исчезнут пороки и преступления. С исчезно­вением социально-экономических стимулов для куль­тивирования злых чувств наступит время господства солидарности, милосердия и любви.

А. ДЕ СЕН-СИМОН:

Наши рекомендации