Оформление курсовой работы. Курсовая работа является самостоятельной научной работой студентов и должна отразить приобретенные ими практические навыки и результаты исследования по общим

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Общие положения

Курсовая работа является самостоятельной научной работой студентов и должна отразить приобретенные ими практические навыки и результаты исследования по общим и специальным разделам в рамках выбранной темы. При написании курсовой работы студент должен:

n ставить и формулировать научную проблему;

n уметь работать с литературой;

n анализировать нормативные, статистические, отчетные документы;

n уметь проводить полевые исследования с помощью методов социологии и психологии;

n формулировать выводы и оценки полученных результатов;

n составлять рекомендации по решению изученной проблемы;

n оформлять результаты своего исследования;

n защищать свою научную работу;

n развивать навыки самостоятельной научно - исследовательской работы.

Руководство и контроль за ходом работы, а также рецензирование и организация защиты курсовой работы возлагается на преподавателя кафедры, читающего данный предмет студентам.

Процесс написания курсовой работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:

-выбор темы и изучение литературы;

-сбор, анализ и обобщение теоретических материалов по избранной теме и организации;

-сбор, анализ и обобщение конкретно-эмпирических материалов по избранной теме и организации;

-формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;

-оформление курсовой работы;

-рецензирование научным руководителем;

-защита.

Выбор темы

С этого начинается самостоятельная работа студента, которая требует вдумчивого подхода, глубокого осознания актуальности избранной темы, ее теоретической и практической значимости.

Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы. Кроме того, студент может предложить свою формулировку темы с обоснованием целесообразности ее изучения, но в любом случае тема курсовой работы должна соответствовать профилю организации и специальности студента.

Сбор, анализ и обобщение материалов исследования

Студент определяет возможные источники материалов, собирает и анализирует литературу, нормативные, статистические, отчетные документы организации по теме исследования. При изучении научной литературы студент должен ознакомиться с различными подходами и взглядами авторов, уметь анализировать и обобщать сходные точки зрения выразить свое отношение к ним.

На следующем этапе работы студент составляет программу проведения конкретно-эмпирического исследования по выбранной проблеме, выбирает методы исследовании.

Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система знаний сущности исследуемой проблемы социологии и психологии управления и формулирование основных теоретических и практических положений.

Последним этапом работы является формулирование практических рекомендаций по решению исследуемой проблемы.

Оформление курсовой работы

Курсовая работа печатается на компьютере на одной стороне стандартного листа формата А-4. Текст оформляется в соответствии с требованиями делопроизводства. Он печатается через 1,5 интервала, шрифт 14. Сверху страницы отступают 20 мм., слева - 30 мм., справа - 10 мм., снизу - 20 мм. Страницы нумеруются внизу (справа) текста листа без точки. Титульный лист и оглавление включаются в общую нумерацию, но номера страниц на них не указываются.

Введение, заключение и список литературы также не нумеруются. Каждая из этих позиций начинается с новой страницы.

Главы нумеруются арабской цифрой и начинаются с новой страницы. В конце каждой главы (параграфа) делается вывод и намечается переход к следующей главе (параграфу).

Заголовки выполняются прописными буквами, слово «глава» не пишется, после цифры ставится точка. Например, 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ

Параграфы внутри глав нумеруются двумя арабскими цифрами: первая цифра - номер главы, вторая - номер раздела (параграфа) в главе. Цифры раздела разделяются точкой. Например, 1.1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Разделы (параграфы) пишутся в продолжении страницы. Точки после заголовков не ставятся.

Цитаты приводятся в кавычках и оформляются в форме сносок на источник цитирования. Сноски оформляются под короткой горизонтальной чертой внизу страницы, на которой расположена цитата на странице одинаковыми числовыми индексами. Например, «Коммуникативная структура группы – это совокупность позиций ее членов в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой»1. Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, во второй сноске можно не повторять ее названия, а ограничиться указанием страниц.2 Вариантом обозначения ссылок может, например, быть использование квадратных скобок после изложения текстового или статистического материала, где указывается номер источника в списке литературы и страница .

Цифровой материал оформляется в виде таблиц по ГОСТ 2.105.79.

Правила оформления таблиц (Приложение 1):

· каждая таблица должна иметь заголовок. Название таблицы помещают над ней по центру. Слово «Таблица» и порядковый номер таблицы помещают над названием таблицы в правом верхнем углу;

· таблицы нумеруются арабскими цифрами в пределах разделов курсовой работы.

После номера таблицы точка не ставиться. При этом следует иметь в виду, что если таблица или рисунок в тексте один, то ее не нумеруют, слово «Таблица» или «Рисунок» не пишут. Если таблиц или рисунков несколько, то они нумеруются и пишутся сокращенно. Например, «...данные таблицы 2 свидетельствуют о ...том - то» или «На рис. 3 представлено ...».

Таблицы и рисунки в зависимости от их размера помещают после текста, в котором они упоминаются, или на следующей странице, а при необходимости в приложениях;

Если таблица не размещается на одном листе, возможно деление ее на части. Над следующей частью таблицы (справа) пишут слово «Продолжение», Например, «Продолжение табл. 3»;

На все таблицы и рисунки в тексте курсовой работы должна быть ссылки.

Курсовая работа должна иметь следующую структуру:

· титульный лист;

· содержание (оглавление);

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список литературы;

· приложения.

Титульный лист можно оформить по образцу (Приложение 2). Он должен содержать названия учебного заведения, факультета, кафедры, фамилию и инициалы студента, номер группы, название темы курсовой работы, обозначение характера работы и учебного предмета. Например, «Курсовая работа по социологии и психология управления», ученую степень, должность, фамилию и инициалы научного руководителя, графу «оценка», а также место и год написания курсовой работы.

После титульного листа следует оглавление, содержащее названия глав и параграфов и соответствующие им страницы. Его можно оформить образцу (Приложение 3).

Во введении следует рассмотреть актуальность данной темы, степень изученности ее в литературе и периодике, приводиться характеристика источников литературы, указывается какая литература была использована при рассмотрении тех или иных вопросов; сравниваются позиции разных авторов и т. д. Далее во введении ставятся цель и задачи курсовой работы, характеризуются объект и предмет исследования, структура и объем работы. Рассмотрим их кратко в отдельности.

Цель курсовой работы носит, как правило, практический характер. Она должна затрагивать практические аспекты выбранной проблемы.

Содержание параграфов теоретической и практической глав курсовой работы должны раскрывать задачи. При определении задач курсовой работы важно учесть, что они являются не чем иным как этапами в достижении поставленной цели. Например, в рамках темы «Особенности управления организационной культурой» целью работы может являться: Разработка практических рекомендаций по совершенствованию управления организационной культурой в организации «Х».

В качестве задач для достижения поставленной цели здесь можно выделить:

· Обобщить литературу, освещающую вопросы управления организационной культурой.

· Раскрыть принципы и методы управления организационной культурой.

· Провести конкретно-эмпирическое исследование особенностей управления организационной культурой организации «Х».

· Сформулировать практические рекомендации по совершенствованию управления организационной культурой организации «Х».

Объектом исследования может являться любая организация (предприятие, фирма, отдел, служба), где студент может получить практическую информацию по теме курсовой работы. Предмет курсового исследования, как правило, совпадает с целью работы и связан с ней. К примеру, это могут быть особенности управления организационной культурой.

В разделе, касающегося структуры и объема работы говориться о том, сколько глав, параграфов, страниц содержит работа и дается краткая их характеристика. Объем введения не должен превышать 2-3 страниц.

Основная часть работы делится на главы и параграфы. Разделы работы должны быть соразмерны друг другу. Учитывая особенности выбранной темы целесообразно придерживаться следующей структуры основной части курсовой работы:

1. Теоретические особенности управления организационной культурой

1.1. Сущность и основные характеристики организационной культуры

1.2. Принципы и методы управления организационной культурой

2. Анализ управления организационной культурой в организации «Х»

2.1. Характеристика организации «Х» как объекта исследования

2.2. Диагностика системы управления организационной культурой в организации «Х»

2.3. Рекомендации по совершенствованию управления организационной культурой

Таким образом, структура основной части может включать две главы с двумя - тремя параграфами в каждой из них. Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей основной части, а параграфы - в пределах главы. Главы и параграфы должны иметь заголовки, отражающие их содержание.

Теоретическая глава не должна существенно превышать практическую главу. Объем ее - 10 - 12 страниц. В теоретической главе (она может состоять из двух - трех параграфов) на основе изучения и анализа литературы по данной теме дается характеристика и оценка состояния теории по изучаемой проблеме, анализ авторских подходов и обоснование своей точки зрения. В этой же главе анализируются теоретические положения, статистические материалы, справочная литература по выбранной теме.

В практической главе излагаются прикладные аспекты исследуемой проблемы на примере какого - либо объекта исследования. Практическая глава, в свою очередь, может состоять из двух - трех параграфов. По объему практическая часть должна составлять не менее половины курсовой работы. Для написания этой части работы анализируются внутренние нормативно-правовые акты и статистические материалы. В последующих параграфах в соответствии с целями и задачами, поставленными во введении, проводится подробный практический анализ выбранного аспекта управленческой деятельности исследуемой организации. Анализ строиться на базе проведенного студентом конкретно-эмпирического исследования. Итогом практического главы являются рекомендации по решению изучаемой проблемы. Объем практической главы не меньше - 15 страниц.

В заключении следует подвести итоги исследования, по возможности указать на их научную новизну и практическую значимость.

Список использованной литературы оформляется в соответствии с ГОСТом.

Общий объем курсовой работы 25 - 30 страниц машинописного текста.

Наши рекомендации