Ознакомьтесь с таблицей. Покажите, на конкретных примерах, когда и как происходило развитие идей и практики использования социальных резервов труда
Периоды | Этапы | Содержание |
Наблюдаемые резервы | «экономический человек» «технологический человек» «профессиональный человек» «социально-биологический человек» | Стимулирование труда Организация труда Профессиональная подготовка Условия труда |
Латентные (скрытые) резервы | «социально-психологический человек» «управляющий человек» «конфликтный человек» | Социально-психологические отношения Соучастие в управлении Разрешение конфликтов индивидов на основе общих интересов |
Творческие и гражданские резервы | «творческий человек» «социально-бытовой человек» «социально-политический человек» антропоцентрический этап | Участие в техническом творчестве Создание социальной инфраструктуры труда Работник как гражданин Комплексное использование социальных резервов |
3 Социальные субъекты власти – группы и личности, оказывающие значительное влияние на процесс принятия властных решений. К ним относятся:
Группы интересов – объединения стремящиеся оказать влияние на политические институты для принятия наиболее выгодных политических интересов.
Корпорации – институционализированная замкнутая группа, монопольно распоряжающаяся определенными ресурсами (хозяйственными, военными, административными, политическими и т.п.), защищающая специфические коллективные интересы.
Правящая элита – совокупность высокостатусных групп, осуществляющих власть в обществе.
Политическое лидерство – приоритетное постоянное влияние со стороны одной личности на общество, организацию или группу.
Покажите на конкретных примерах, как осуществляется этот процесс в современном казахстанском обществе.
4 Социология города и деревни рассматривает эти типы поселения как ячейки социального организма, часть конкретно-исторического общества. Раскройте специфику их функционирования в современных условиях с выделением следующих элементов:
- основные причины появления; специфическая роль; социальная структура населения; особенности образов жизни; проблемы управления и самоуправления; экологические проблемы; факторы и последствия миграции.
5 Социальный механизм экономических процессов можно определить как устойчивую систему экономического поведения социально-экономических групп по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Проанализируйте экономическое взаимодействие определенных социально-экономических групп в данной системе (например, работник – работодатель, управляющий – управляемый, руководитель – подчиненный)
6 Найдите правильное определение научным понятиям:
а)экономическая роль, б) экономическая культура, в) труд, г) общественное разделение труда, д) легитимность, е) политическая социализация, ж) урбанизация, з) сельский образ жизни
а) абсолютное и относительное увеличение городского населения, его концентрация в крупных городах
б) б) целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей
в) правомочность власти, ее поддержка со стороны общества
г) ожидаемая модель поведения личности в сфере экономической деятельности
д) стиль жизни, для которого характерно непосредственное личностное общение, низкая социальная мобильность
е) определенная совокупность социальных норм и ценностей, являющихся регуляторами экономического поведения
ж) процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, форм политического поведения. приемлемых для данного общества
з) дифференциация видов деятельности, складывающаяся в обществе в процессе исторического развития
Тематика социологических исследований
1. Социальные проблемы студентов
2. Социальные проблемы современного общества
3. Социальное поведение молодежи
4. Социальная дифференциация общества и социальных интересов
5. Проблемы социальной мобильности в обществе
6. Профессиональные проблемы и семейные отношения
7. Проблемы социального неравенства в современном обществе
8. Проблемы профессионального использования современных специалистов
9. Изменение условий и образа жизни различных социальных групп
10. Ценностные ориентации в обществе: их формирование и проявление
11. Взаимодействие формальных и неформальных отношений в процессе трудовой деятельности
12. Формирование элитных групп в обществе
13. Проблемы формирования среднего класса в современном обществе
14. Молодежь и проблемы трудовой занятости
15. Трудовые конфликты: причины возникновения и способы разрешения
16. Социальные отношения в трудовом коллективе и пути их совершенствования
17. Ценностные ориентации и социальные установки студенческой молодежи