Системы социальной стратификации
Истории известны различные системы социальной стратификации. Прежде всего, их можно классифицировать на закрытые и открытые. В открытых системахиндивидам достаточно легко изменить свой социальный статус. Открытость системы означает возможность для любого члена общества подниматься или опускаться по социальной лестнице в соответствии со своими способностями и усилиями. В таких системах достигнутый статус значит ничуть не меньше, чем предписанный человеку от рождения. Например, в современном западном обществе любой индивид независимо от пола или происхождения может ценой больших или меньших усилий существенно повысить свой исходный статус, порой до необычайной высоты: начав с нуля, стать миллионером или президентом великой страны.
Закрытые системыстратификации, напротив, предполагают безусловный примат предписанного статуса. Здесь индивиду очень трудно, почти невозможно изменить статус, полученный в силу происхождения. Такие системы свойственны традиционным обществам, особенно в прошлом. Например, кастовая система, функционировавшая в Индии до 1900 г., предписывала соблюдать жесткие границы между четырьмя кастами, принадлежность индивидов к которым определялась происхождением. Сменить касту было невозможно. При этом членам каждой касты предписывались строго определенный род занятий, свои ритуалы, система питания, правила обращения друг с другом и с женщиной, образ жизни. Почитание представителей высших каст и презрение к низшим были закреплены в религиозных установлениях и традициях. Случаи перехода из касты в касту все же были, но как единичные исключения из правил.
Известны четыре основные системы социальной стратификации – рабство, кастовая, сословная и классовая системы.
Рабство– экономическая, социальная, юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
Рабы были и у древних римлян и греков, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.
Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Например, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год – каждые 50 лет; в Древнем Риме рабы, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным.
Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:
– патриархальная форма(примитивная форма), когда раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать;
– классическая форма(зрелая форма), когда раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).
Как и рабство, кастовый слой характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию.
Термин «каста» позаимствован из португальского и испанского языков, в которых он обозначает «расу», «имидж» и «потомство». В самой Индии используется другое слово – «джати» (jati), обозначающее «расу» или любую другую группу, связанную кровными узами и единством происхождения.
В кастовой системестатус определяется рождением и является пожизненным. Базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.
Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия – браки в рамках собственной группы и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту. Наиболее ярким примером кастовой системы является индийское общество до 1900 г.
Сословная системаполучила наибольшее распространение в феодальной Европе и некоторых традиционных обществах Азии, например в Японии. Ее основная характеристика – наличие нескольких (обычно трех) стабильных социальных слоев, к которым индивиды принадлежат по происхождению и переход между которыми очень затруднен, хотя в исключительных случаях и возможен.
Сословие– социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
В основе сословной системы лежали не религиозные установления, как в кастовой системе, а правовая организация общества, предусматривавшая наследование титулов и статусов. Различные сословия отличались друг от друга образом жизни, уровнем образования, традиционным воспитанием, культурой, принятыми нормами поведения. Браки обычно заключались внутри одного и того же сословия. Принципиальное различие между сословиями заключалось не столько в экономическом благосостоянии, сколько в доступе к политической и социальной власти и социально значимым знаниям. Каждое сословие обладало монополией на те или иные виды занятий и профессии. Например, духовенство принадлежало ко второму сословию, государственные и военные чины получали только дворяне. Общество обладало сложной и разветвленной иерархией. Это также была закрытая система, хотя были возможны случаи индивидуальной перемены статуса: в результате межсословных браков, по воле монарха или феодального сеньора – в награду за особые заслуги, при пострижении в монашество или получении сана священнослужителя.
Характерная черта сословий – наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий.
Классовая система гораздо более открыта, чем системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и сословиях, являющиеся закрытыми.
В классовой системе границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют им возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных классов. Классовая система базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении: индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т. е. для движения вверх (или вниз) по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса, – одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться.