Развитие светского государства

Современное государство отде­лено от церкви. Большинство государств можно считать свет­скими – они в большей мере заняты удовлетворением матери­альных потребностей граждан, чем заботой об их духовном здоровье. Даже в странах, где исторически сложилась тесная связь между религией и формой правления, религия стала утрачивать свое влияние. Например, в Ирландии, где господст­вует католическая церковь, запрещена продажа противозача­точных средств, но существует ряд частных организаций, ко­торые делают их доступными. Таким же образом женщины во Франции и Италии, где католицизм глубоко влияет на обще­ство, в настоящее время имеют возможность делать аборты, хотя это запрещается католической церковью.

3. Развитие капитализма.

Капиталистическое общество, вероятно, подрывает влияние церкви, ориентируя людей на такие антирелигиозные ценности, как накопительство и стремление к роскошной жизни. Кроме того, под влиянием капитализма великие «церковные праздники» рождество и пасха превратились просто в «дни отдыха», часто сопровож­дающиеся чрезмерным потреблением мирских благ – в эти дни люди покупают дорогие подарки, открытки, конфеты, новую одежду и т. п.

4. Компромиссы по спорным вопросам религии.

Урегули­рование религиозных конфликтов часто приводило к ослабле­нию воздействия религиозных принципов и ритуалов. Это связано с желанием не обидеть конкурирующие стороны. На­пример, чтобы избежать превосходства одной конфессии или деноминации над другой, государственным школам запреще­но включать в учебные планы материалы о религии. Подо­бный компромисс наблюдается и в деятельности католиче­ской церкви, которая официально отказалась от традицион­ной римско-католической литургии – месса читается на языке слушателей, и уже давно Библия выпускается в переводе на многие языки.

5. Утрата общности.

Любой комитет, занятый вопросами членства в церкви, сообщит вам, что самые сложные пробле­мы его деятельности связаны с привлечением новых членов и сохранением тех, кто уже принял веру. Главным образом это происходит из-за мобильности и нестабильности американ­ского населения. Американцы постоянно переезжают из од­ного штата или города в другой, и поэтому им трудно сохра­нить длительные связи с одной религиозной общиной .

6. Другие институты.

Не только рождество и пасха были коммерциализированы, но и многие светские праздники и де­ла заменили церковные мероприятия для верующих.

Некоторые исследователи, например Эндрю Грили, утвер­ждают, что роль религии в Америке не уменьшается, и эта тенденция сохранится по крайней мере в течение нескольких десятилетий. Грили полагает, что численность верующих я посещаемость церкви останутся на современном уровне или возрастут, так как людям необходимо придавать смысл своей жизни и облегчить свойственный им страх смерти (Грили, 1969). Социологи Питер Бергер и Томас Лукман, признавая упадок организованной религии, подчеркивали увеличение числа людей, которые надеются, что личностные религиоз­ные верования помогут им справиться с жизненными пробле­мами и преодолеть страх смерти; они также верят, что уро­вень религиозности в американском обществе почти не изме­нится (Бергер, 1969, 1970; Лукман, 1987).

Экуме­низм – стремление различных конфессий к более глубокому сотрудничеству и взаимопониманию.

Причиной экуменизма может быть инстинкт самосохранения – подобно коммерческим предприя­тиям, религиозные организации, объединяющие свои ресур­сы, имеют больше шансов выжить.

Часто это достигается путем участия в деятельности организаций, контролирующих связи между конфессиями и деноминациями, например На­ционального совета по делам церквей и Всемирного совета церквей. Предпринимаются попытки к объединению проте­стантских деноминаций, точно так же наблюдается тенден­ция к конвергенции протестантизма и католицизма. Помимо секуляризации, экуменизм в США обусловлен и другими причинами.

Рост национализма способствует тому, что деятели церкви стремятся к объединению различных религиозных направле­ний.

Наши рекомендации