Тема 36. Стабильность семьи. Разводы в прошлом и настоящем

План

1. Социология сущности семьи.

2. Разводы в традиционном и современном обществе: количество и причины.

3. Развод: плюсы и минусы для семьи и общества.

Практические задания

1. Юридический брак все чаще заменяется гражданским. Проанализируйте плюсы и минусы гражданских браков.

2. Существуют ли неравенства в современной семье? Если да, то каковы их проявления и причины?

3. Известно, что инициаторами развода в современном обществе чаще выступают женщины. Как вы думаете, почему?

Тема 37. Конкретные социологические исследования: их виды и этапы.

План

1. Понятие «конкретное социологическое исследование»

2. Классификация социологических исследований по масштабам, целям, частоте проведения.

3. Этапы социологического исследования.

Практические задания

1. Ниже перечислены процедуры основных этапов социологического исследования. Расставьте их по порядку в соответствии с логикой выполнения работ.

- сбор социологической информации

- разработка инструментария

- построение выборки

- составление программы исследования

- анализ материалов исследования, его обобщения

- предварительное знакомство с объектом исследования

- разработка проекта совершенствования объекта

- обработка социологической информации

- оформление отчета

Тема 38. Программа социологического исследования.

План

1. Понятие «программа социологического исследование» и ее значение в проведении социологического исследования.

2. Характеристика основных разделов программы социологического исследования

Практические задания

1. Ниже перечислены основные шаги разработки программы социологического исследования. Расставьте их по порядку в соответствии с логикой выполнения работ.

- разработка стратегического плана исследования

- обоснование выборки исследования

- уточнение и интерпретация основных понятий

- определение методов сбора и анализа полученных данных

- предварительный анализ объекта

- формулировка целей и задач исследования

- описание проблемной ситуации

- формулировка проблемы

- определение объекта и предмета исследования

- формулировка гипотез

2. Сформулируйте 5-8 задач к теме «Мотивы получения высшего профессионального образования»

Тема 39. Опросные методы в социологии и их основные виды.

План

1. Опросные методы в социологии, их возможности, достоинства и ограниченность.

2. Характеристика основных видов опросных методов в социологии.

3. Социологические вопросы: из основные виды и требования к ним.

Практические задания

1. 5 августа 1918 г. Уральский ревком принял постановление, обязывающее районные и волостные комитеты ответить на вопросы специально разработанной анкеты. Заполнение анкет проводилось на общих собраниях советов рабочих и крестьянских депутатов. Анкета заверялась подписями председателя и секретаря совета и печатью. К анкете прилагался протокол общего собрания. Можно ли считать такое исследование социологическим. Какие методическое правила здесь нарушены?

2. Сформулируйте 10-12 вопросов в анкету на тему «Удовлетворенность студентов обучением в ВУЗе», предварительно сформулируйте задачи исследования к данной теме.

Тема 40. Социологическое наблюдение.

План

1. Сущность, специфика социологического наблюдения, возможности наблюдения как социологического метода.

2. Основные требования к наблюдению

3. Основные виды наблюдения в социологии.

Практические задания

1. Сформулируйте не менее 4-5 единиц наблюдения по теме «Социально-психологический климат в трудовом коллективе», разработайте бланк наблюдения.

Тема 41. Анализ документов в социологических исследованиях.

План

1. Понятие «документ» в социологическом исследовании. Виды социологических документов.

2. Основные требования к работе с документами в социологии.

Практические задания

1. Какие документы можно использовать для изучения темы «Адаптация выпускников ВУЗа в трудовом коллективе». Назовите не менее 2-3 документов.

Наши рекомендации