Теория права Н. М. Коркунова
Господствующей методологической основой страноведения второй половины XIX в. является позитивизм в ело различных разновидно стях. Выдающимся представителем позитивистской теории права в Рос сии был Николай Михайлович Коркунов (1853—1904). Н. М. Коркунов предпринял попытку, правда, весьма робкую и половинчатую, отойти от ортодоксальных положений формально-до гматической юриспруденции и формалистического понятия права. Он стремился представить формально-догматическую юриспруденцию не только как одно из направлений теории права, но и как определенную историческую стадию, обусловленную рядом обстоятельств. В разви тии теории права Н. М. Коркунов выделял три стадии: эмпирическую (собирание и описание материала), классификационную (систематиза ция собранного материала) и собственно теоретическую, когда выяс няются сами законы развития и сосуществования юридических явлений. 1
Принимая во внимание господствующее положение юридического позитивизма в странах Западной Европы и его начавшееся широкое распространение в России, Н. М. Коркунов констатирует, что правове дение находится во второй из этих фаз, т. е. оно по преимуществу огра ничивается комментированием, систематизацией и классификацией юридических норм, иными (словами, формально-догматической трактов кой права.
Философско-методологической основой теории H. M. Коркунова вы ступают позитивизм, субъективный идеализм и индивидуализм в смяг ченном виде
Содержание общественной жизни, по мнению Н. М. Коркунова, со ставляет многообразие различных сталкивающихся между собою лич ных и общественных интересов в политической, экономической, религи озной областях. Для обеспечения возможности сосуществования инте ресов необходимо, чтобы каждому субъекту была определена извест ная сфера, границы осуществления сталкивающихся между собой ин тересов, одним словам, интересы должны быть разграничены, а пра во призвано обеспечивать должный порядок в сталкивающихся между собой интересах.
В отличие от нравственности право, полагает Н. М. Коркунов, не может быть мерилом для оценки интересов в свете добра и зла. Оно лишь определяет границы осуществления интересов, устанавлива ет определенные права и обязанности субъектов отношений (с. 39).
Данное H. M. Коркуновым понятие права, с одной стороны, рас ходится с формально-догматической теорией права юридического пози тивизма, сводившего право в конечном счете к волеизъявлению поли тической власти, к приказу суверена. В то же время налицо стремле ние преодолеть крайности теории Р. Иеринга, отождествляющего пра во с интересом («право как юридически защищенный интерес»). 7
В соответствии с дуализмом индивидуального и коллективного право, по Н. М. Коркунову, также имеет две взаимосвязанные, но от носительно самостоятельные, не тождественные друг другу стороны:: объективную (юридические нормы) и субъективную (юридические от ношения— с. 119).
H. M. Коркунов отвергает представление юридического позитивиз ма о том, что правоотношения есть простое производное, автоматиче ское порождение юридической нормы, изданной законодателем. На против, подчеркивает он, генетически, в исторической последовательно сти правоотношение предшествует норме. Исторически развитие все гда начинается с частного, а не с общего. Поэтому, рассуждает H. M. Коркунов, сначала создаются отдельные субъективные права, а уже потом — общие нормы. В древности суд для каждого частного случая; творит новое право, и только путем постепенного и медленного обоб щения этих частных решений слагаются со временем общие правила, носящие первоначально, вследствие невысокого уровня обобщения, казуистическую форму (с. 119—120).
В целом теория права H. M. Коркунова, несмотря на значитель ный удельный вес в ней формально-догматических моментов, была важ ным этапом ;да пути возникновения социологической интерпретации права в России. 21 Поэтому представляется неоправданной позиция тех исследователей, которые относят доктрину H. M. Коркунова всецело к юридическому позитивизму. 22 Психологическая интерпретация права, понятие права как единства юридических норм и правоотношений, как правопорядка, возведение права к интересу несовместимы с формально-догматической трактовкой права, с юридическим позитивизмом. Из тож дественных с последним философских предпосылок (феноменализм, агностицизм, сциентизм, индивидуализм и т. д.) Н. М. Коркунов, как и Другие представители социологического позитивизма, приходит к от рицанию формалистического взгляда на право. Позитивистское требо вание изучать право как «очевидно данный» акт оказывается в его доктрине обоснованием трактовки права в контексте других социальных фактов (интересы, сознание, психология и т. д.). Н. М. Коркунов не создал социологии права как таковой; в его теории много уступок юри дическому позитивизму, однако само понятие права в концепции автора — по преимуществу социологическое.