Политическая или нормативно-правовая среда

На ОАО «Колосок», как и на любой другой хозяйствующий субъект воздействует политическая среда. Она включает в себя Кон­ституцию РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные акты, регулирует условия для развития рыночных отношений, увеличения конкурентной борьбы на различных рынках производителей продук­ции и услуг, притока инвестиций в отрасли и территориальные соци­ально-экономические сферы посредством устанавливаемых норм и нормативов (ГК РФ, глава 4 «Юридические лица», ст. 48-123; Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Федеральный закон "Об акционерных обществах" (АО); Федеральный закон "Об охране окружающей среды"; Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"; Закон РФ "О защите прав потребителей"; Федеральный закон "О рекламе"; Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и т. д.).

Экономическая среда

Важное значение на деятельность ОАО «Колосок» оказывает экономическая среда, т. к. предприятие занимается торгово-производственной деятельностью. Она характеризуется потенциальной и реальной ресурсообеспеченностью организации и отдельных ее производств, темпами изменения производительности труда, уровнем цен на продукцию и инфляции, численностью занятых в производстве, среднемесячной оплатой труда, общим уровнем покупа­тельной способности населения по России в целом и ее отдельным регионам, уровнем текущих доходов рабочего персонала, объема­ми отечественных и иностранных инвестиций в производство, числом филиалов в целом по России и ее регионам, размером кредитной ставки и степенью доступности кредита, уровнем налогообложения, доходами и расходами бюджетов всех уровней.

Демографическая среда

Демографическая среда влияет на деятельность предприятия. Она характеризуется такими важными показателями, как чис­ленность населения трудоспособного возраста, миграционный прирост (убыль) населения, половозрастной состав работников предприятия, уровень заболеваемости сотрудников различными болезнями.

Культурная среда

Культурная среда определяется численностью культурно-развлекательных центров, находящихся непосредственно вблизи предприятия, а также уровнем правонарушений, определяемым коли­чеством зарегистрированных преступлений. Влияние данной макросреды на деятельность организации несущественное.

Научно-техническая среда

На деятельность предприятия оказывает существенное влияние научно-техническая среда. Она характеризуется такими показателями, как уровень оснащенности производственной и управ­ленческой деятельности вычислительной техникой, наличие локаль­ных, территориальных сетей Интернет на предприятии, число патентов и изобретений, количество автоматизированных технологических про­изводств, линий, объем инвестиций в НИОКР, численность научных работников в целом, а также по научным направлениям и их среднемесячная заработная плата.

Природная среда

Природная среда влияет на деятельность предприятия. Она состоит из следующих компонентов: воздушного бассейна (атмосферы), водного бассейна (гидросферы), недр (лито­сферы), животного мира (фауны), растительного мира (флоры), почвы, земли как территории и отходов техногенного происхождения. Так как предприятие занимается производственной деятельностью, оно непосредственно воздействует на окружающую среду.

Вопросы охраны окружающей среды имеют исключительно большое значение. В процессе материального производства происходит загрязнение природных сфер различными отходами производства и вредными веществами. Экологически чистое производство становится на одно из первых мест по требованиям к предприятию. Уменьшить загрязнения от производства и привести их к минимуму – одна из целей предприятия. Это вызывает необходимость разработки мероприятий по охране здоровья населения и окружающей среды. Предприятие не относится к основным источникам загрязнения атмосферы.

Твердые промышленные отходы вывозятся в хранилища организованного складирования соответственно разрешению городской СЭС.

Продукция, производимая на предприятии, экологически чистая и безопасность отвечает действующим нормам и правилам.

Внешняя микросреда ОАО «Колосок»

Микросреда образуется из шести элементов, к которым относятся прежде всего сама организация как хозяйствующий субъект, поставщи­ки всех видов ресурсов, необходимых для производства продукции и (или) услуг, организации-конкуренты, посредники, клиентура или потребители продукции и (или) услуг, контактные аудитории.

Организация

Организация как юридическое лицо по классификационным при­знакам «наличие обязательственных прав» и «наличие вещных прав на имущество» относится к хозяйственным обществам. Организационно-правовой формой предприятия является открытое акционерное общество. «Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков» (ГК РФ, глава 4, статья 97 «Открытые и закрытые акционерные общества»).

Контактные аудитории

Контактные аудитории — любые группы граждан, проявляющие реальный или потенциальный интерес к изделиям данного хозяйствующего субъекта, его деятельности и тем самым оказывающие влияние на спо­собность предприятия достигать поставленных целей на конкретных рынках производителей и потребителей продукции и услуг.

Все контактные аудитории разделяются на типы: финансовые круги, средства массовой информации, государственные учреждения, гражданские группы действий (или так называемое гражданское
общество), местные контактные аудитории, широкая публика, внутренние контактные аудитории. Все они оказывают влияние на деятельность организации.

Конкуренты

Конкуренция является главным движущим фактором в развитии предприятия. Именно конкуренты стимулируют на производство новых товаров и повышения конкурентоспособности производимой продукции. Они бывают товаро-родовые, товаро-видовые, товары-субституты, марки-конкуренты.

Основными конкурентами ОАО «Колосок» являются:

- ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь»;

- ООО «Одинцовская кондитерская фабрика» (Торговая марка «Коркунов»);

- Тульская кондитерская фабрика «Ясная Поляна» (Тула);

- Кондитерская фабрика «Сладкий остров»;

- ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика»;

- ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский»;

- ЗАО "Кондитерская фабрика "Заря";

- ОАО "Кондитерское объединение "Россия" (Nestle);

- Кондитерская корпорация Roshen;

- ОАО "Кондитерское объединение "Слад&Ko".

Возможности повышения конкурентоспособности предприятия -

внедрение новых технологий, нового оборудования (новых линий), улучшение внешнего вида за счет упаковки, разработка новых видов продукции.

Посредники

Посредники являются неотъемлемой частью торговой деятельности предприятия. Они бывают торговые, по оказанию маркетинговых услуг, кредито-финансовые и другие.

Например, посредники по оказанию маркетинговых услуг разрабатывают стратегию маркетинга, которая включает комплексную систему организации производства и сбыта продукции, включающую анализ рынка, взаимодействие различных видов деятельности предприятия: планирование, ценообразование, продажу (покупку), доставку сырья, продукции (товаров) и оказание услуг, в которых существует потребность у реальных и потенциальных покупателей.

Потребители

Продукция предприятия является конкурентоспособной и пользуется спросом у потребителей. Независимо от времени года продукт покупается в определенных объемах. На настоящий момент можно выделить три основные группы потребителей, которые готовы предъявить платежеспособный спрос на предлагаемые им услуги:

• Группа потребителей с высоким уровнем доходности и

определенными привычками.

• Группа потребителей со среднем уровнем доходности.

• Группа потребителей с ниже среднего уровнем доходности, которая

может лишь частично удовлетворить свою потребность.

Потребительский сектор включает в себя рынок производителей и промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений и международный рынок.

Поставщики ресурсов

Поставщики ресурсов бывают: материально-технических, финансовых, трудовых, информационных, основных фондов. От поставки данных видов ресурсов зависит производственная и торговая деятельность предприятия.

Следует отметить, что за последнее время предприятие испытывает трудности в обеспечении производства сырьевыми и иными материально-техническими ресурсами, так как основными поставщиками сырья выступают не непосредственные товаропроизводители, а посреднические коммерческие структуры, завышающие отпускные цены, что сказывается в конечном счете на ценах реализации продукции, ее покупательской способности и финансовых

результатах предприятия. Но предприятие усиленно налаживает контакты с прямыми производителями сырья, и в ближайшем будущем планирует перейти на прямые поставки. Отдельные виды сырья, в основном это упаковочные материалы, предприятие закупает в странах ближнего и дальнего зарубежья, на что требуются валютные ресурсы. Контроль качества поступающего на переработку сырья и выпускаемой продукции производится ежедневно специалистами лаборатории, технологических служб.

Внутренняя среда ОАО «Колосок»

Рис. 3. Внутренняя среда ОАО «Колосок»

Внутренняя среда существует в любой организации и содержит следующие элементы:

1. Блок «Вход» - это совокупность экзогенных управляемых и неуп­равляемых переменных, характеризующих состояние элементов внеш­ней макросреды во взаимосвязи с эле­ментами микросреды. В данном случае – это количество сделок и заказов с потребителями, количество и стоимостные размеры договоров с по­средниками, уровень конкуренции и степень конъюнктуры рынка про­изводителей данной и аналогичной продукции и услуг, степень добро­желательности контактных аудиторий.

2. Блок «Обработка данных» включает в свой состав:

- коллектив менеджеров или управленцев, обладающий профессиональными качественными характеристиками и состоящий из необхо­димого их количества;

- организационные структуры управления — линейные, функцио­нальные, смешанные (линейно-функциональные), матричные, дивизиональные, бригадные;

- функции управления — прогнозирование, программирование, планирование, контроль, регулирование, учет, организация, координи­рование, нормирование, руководство, активация;

- методы управления — организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические.

3. Блок «Выхода» включает в свой состав миссию организации, глав­ную стратегическую цель деятельности, совокупность целей, класси­фицируемых по различным признакам, программы, планы, конкретные мероприятия, а также критерии достижения целей и текущие управ­ляющие воздействия в виде приказов, распоряжений, указаний, ко­манд.

Данный блок содержит результаты управленческой деятельности, которые в виде внутреннего информационного потока поступают к объектам управления и в виде внешнего выходного потока — во внеш­нюю среду, реализуясь через ценовые, сбытовые, рекламные и другие конкретные мероприятия.

3. Блок «Контроль»выполняет две функции управления — непос­редственный контроль и регулирование. Контроль — это традиционное средство принуждения и приведения процессов в зара­нее заданные (запланированные) количественные и качественные гра­ницы. Контроль бывает предварительный, текущий (периодический и эпизодический), заключительный. Контроль выполняет функцию регулирования, т.е. поддерживает заранее заданные соотношения на входе, выходе и между ними. Так, на входе сис­темы управления контроль поддерживает определенные заранее про­порции между всеми видами поступающих ресурсов, на ее выходе — между целями, программами и планами различных видов, а на выходе объектов управления — между объемами, качеством и ассортиментом выпущенной продукции и услуг.

4. Блок «Обратная связь» содержит объекты управления, пред­ставленные в виде разнообразных процессов, которые называются также сферами управленческой деятельности. Суть обратной связи состоит в том, чтобы использовать отклонения, полученные в виде разности между фактически достигнутыми показа­телями деятельности объекта управления и плановыми, для формиро­вания управленческих решений, направленных на устранение этих отклонений в следующем плановом периоде и предотвращение подоб­ных им в будущем.

Наши рекомендации