Самосохранительное поведение является феноменом, формирующимся под влиянием
§ объективных факторов
§ и субъективных стимулов.
Наличие объективного и субъективного компонентов в содержании самосохранительного поведения позволяет рассматривать процесс диагностики данного социального феномена как единство двух основных направлений:
1) изучение самосохранительного поведения в тесной взаимосвязи с объективными условиями и социальной практикой, в процессе которой реализуются или не реализуются социальные цели, установки и интересы людей;
2) изучение социально-психологического состояния индивидов, их индивидуальных жизненных стратегий в отношении самосохранительного поведения.
В понятии «самосохранительное поведение» следует различать позитивную и негативную стороны.
Позитивная сторона – действия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, на реализацию стремления прожить долгую и здоровую жизнь.
Примерами позитивных форм самосохранительного поведения являются
§ занятия физической культурой и спортом,
§ отказ от злоупотребления пищей,
§ отказ от курения, алкоголя, наркотиков и т.п. - вообще все виды поведения, ассоциируемые с так называемым здоровым образом жизни.
Негативная сторона – сознательное или неосознаваемое предпочтение смерти возможной или условной перспективе жизни, неполноценной в физиологическом, психологическом, социальном или ином отношениях (в представлениях индивида).
Наиболее ярким примером негативного самосохранительного поведения является самоубийство, совершая которое, человек стремится сохранить свою «Я-концепцию», т.е. свое представление о самом себе.
Однако в любом случае и позитивное, и негативное самосохранительное поведение в конечном итоге выражается в движении показателей
§ уровня здоровья,
§ заболеваемости,
§ смертности и их структуры по причинам.
Понятие самосохранительного поведения было введено в демографию именно в связи с осознанием того, что в современных условиях все большую роль в детерминации заболеваемости и смертности начинает играть поведенческий фактор,отношение людей к собственному здоровью и продолжительности собственной жизни.
Структура самосохранительного поведения:
§ Потребность личности в самосохранении;
§ Самосохранительные установки;
§ Самосохранительные мотивы;
§ Решения;
§ Действия.
Сексуальное поведение — это система действий и отношений, которые опосредуют удовлетворение полового влечения (сексуальной потребности).
Сексуальное поведение — это социальное, человеческое поведение, в котором человек преследует определенные цели, стремится к реализации определенных интересов на основе использования биологических механизмов их удовлетворения.
В сексуальном поведении соединены физиологические, психологические и социокультурные процессы. В сексуальном поведении проявляется совместное действие как биологических, так и социальных, социокультурных сил.
Термин «сексуальное поведение», употребляется и для обозначения самодостаточности половой жизни, ее отличия от репродуктивного поведения, от целей деторождения.
Отрыв целей сексуального поведения от цели деторождения приводит к возникновению девиантных форм сексуального поведения. Масштабы, которые в современных условиях приняли подобные аномичные формы сексуального гения, приобретение некоторыми из них квазинормативного статуса служат одним из выражений кризиса семьи, симптомом ее возможного и весьма вероятного краха в будущем.
Целями сексуального поведения, по мнению И.С. Кона, являются:
- релаксация, снятие полового напряжения;
- деторождение, удовлетворение потребности в определенном числе детей в семье;
- чувственное наслаждение как самоцель (гедонизм);
- познание, удовлетворение полового любопытства. Эта цель осо-бенно значима для начинающих половую жизнь, в первую очередь подростков;
- коммуникация, обретение чувства психологической личностной интимности, полного слияния с другим человеком. Эта цель является своего рода надцелью и сверхмотивом для всего вышеперечисленного, входящего в нее в качестве подчиненных компонентов (подцелей);
- сексуальное самоутверждение, получение наглядных и убедительных доказательств собственной сексуальной состоятельности, потенции. Эта цель также является исключительно значимой для подростков, хотя и не только для них. Мотивирующая сила стремления к сексуальному самоутверждению чрезвычайно высока;
- внесексуальные цели, т.е. цели, внешние по отношению к собственно сексуальному поведению. Таковыми могут быть какие-либо материальные блага и выгоды, а также любые в принципе социальные ценности, приобретению которых может стремиться человек. Сюда же относится и поддержание определенного ритуала или привычки. Например, сексуальные отношения и браке могут одновременно и поддерживать стабильность супружеских взаимоотношений, и символизировать ее;
- компенсация, замена, возмещение каких-то иных, дефицитных для индивида в силу каких-то причин видов и форм деятельности или способов эмоционального удовлетворения. Этот плюрализм целей и мотивов сексуального поведения отражает его сложность и комплексный характер, соединение в нем индивидуального и социального, биологической основы и «научения», социализации, того, что привнесено в индивидуальное сексуальное поведение социальной системой, обществом.
Важнейшими понятиями, раскрывающими содержание сексуального поведения как социокультурного феномена, являются понятия «половая роль», «половая культура», «сексуальный сценарий».
Половая культура – критерий отличия половой жизни человека от сексуального поведения животных.
Понятие «половая культура» характеризует совокупность знаний, верований, социальных норм и ценностей, запретов и предписаний, имеющих отношение к различиям между полами и их взаимоотношениям.
В узком смысле: половая культура (сексуальная культура) – совокупность ценностей, которая выполняет регулирующую и нормативную роль по отношению к собственно половой жизни и сексуальному поведению человека.
Сексуальная культура, будучи усвоенной в процессе социализации:
§ определяет сексуальный сценарий индивида, стиль его взаимоотношения с партнером,
§ вводит половую жизнь в социально приемлемые рамки, на благо общества, семьи, брака.
Разумеется, что при этом степень усвоения сексуальной культуры общества индивидом может быть совершенно различной, характеризуя индивидуальную сексуальную культуру.
Половая роль.
Понятие «половая (сексуальная) культура» тесно связано с понятием «половая (сексуальная) роль».
Половая роль (Медков) – это совокупность социокультурных норм, определяющих то, какими должны или не должны быть мужчины или женщины, как они должны или не должны себя вести.Как видно из этого определения, половая роль является конкретизацией понятия «социальная роль».
Половая роль — это совокупность норм, порождаемых культурой и обращенных к индивиду, которые говорят ему, какое поведение ожидается от него другими, что он должен и может делать как мужчина или как женщина.
Сексуальная роль.
Сексуальная роль – это аспект роли половой, который относится к сексуальным отношениям и который характеризует (и предписывает) ожидания-требования к индивиду со стороны других, общества в сфере половой жизни.
Сексуальный сценарий.
Понятие сексуального сценария введено американскими исследователями У. Саймоном и Дж. Ганьоном в 1967 г.
Сексуальный сценарий – это часть сексуальной культуры, система норм и ценностей, которая усвоена индивидом, стала частью его личности и потому управляет его сексуальным поведением «изнутри», будучи частью системы его диспозиций.
Нормативные компоненты сексуального сценария — кто, что, с кем, где, когда, как и почему должен, может или не должен и не может делать в сексуальном плане – в общих чертах задаются соответствующей культурой».
Сексуальный сценарий, будучи частью диспозиционной системы поведения, включает в себя:
§ как когнитивные компоненты (понятия, представления, оценочные суждения»),
§ эмоциональные компоненты, действие которых определяет особенности сексуального поведения индивида — его цели, время начала половой жизни, частоту половых сношений, принимаемые и отвергаемые их формы, сексуальную направленность и т.д.
Репродуктивное поведение - это действия людей и отношения между ними, возникающие в связи с рождением ребенка или отказом от рождения. Часто термин репродуктивное поведение используют, когда говорят о намерении родить ребенка, о желаемом количестве детей и т.д. Часто в качестве синонимов используются понятия прокреативное поведение или генеративное поведение. Когда же речь идет об отказе от рождения, то это явление описывают в терминах планирования семьи и говорят о «регулировании рождаемости», «внутрисемейном контроле над рождаемостью», а в качестве синонима употребляют понятие «контрацептивное поведение». Репродуктивное поведение в значительной степени определяется уровнем потребности в детях. Различают три основных типа репродуктивного поведения[1]:
Многодетное (потребность в 5 и более детях);
Среднедетное (потребность в 3-4 детях);
Малодетное (потребность в 1-2 детях).
Репродуктивная установка — предрасположенность личности к детности, на предпочитаемый пол, на беременность, на благополучный исход ее, — формируется уже в детском возрасте.
Известны три закона, определяющие потребность в детях.
§ Согласно закону репродуктивной инерциипотребность в детях остается неизменной на протяжении жизни отдельного человека и определяется репродуктивным опытом предшествующих поколений.
§ По закону репродуктивного насыщения, если число детей в семье соответствует потребности супругов в детях, то никакое улучшений условий жизни не приведет к повышению этого числа. Но если потребность в детях не удовлетворена, тогда улучшение условий реализации этой потребности способно повысить число рождений.
§ В соответствии с законом репродуктивного торможения, занятость женщин улучшает условия жизни, но развивает внесемейные ориентации, что повышает требования к реализации потребности в детях. Поэтому даже при неудовлетворенной потребности в детях применяется контрацепция и аборт.