Предмет, объект и субъект социологии.
Социология коммуникации является специальной отраслью социологии, объектом которой является социальная коммуникация.
Предметом социологии коммуникации являются особенности общения представителей различных социальных групп в процессе их взаимодействия (передачи и получения смысловой и оценочной информации) и результаты воздействия этого общения на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом.
Субъектами социологии коммуникации выступают человек, группы людей, организации, общество.
1.3. Задачи и особенности социальной коммуникации.
Главными задачами осуществления социальной коммуникации, взаимосвязанными друг с другом являются:
· интеграция отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних - в единую целостную систему общества;
· отделение и обособление различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций;
· внутренняя дифференциация общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов;
· создание предпосылок и основных компонентов для подготовки, принятия и осуществления управленческого решения.
Существуют различные структурные модели коммуникации, по-разному выделяющие как ее элементы, так и связь между ними.
Коммуникация во всех своих параметрах социальна и находится под воздействием общества. Усложнение и динамичность социальных процессов, влияние происходящих в обществе событий на повседневную жизнь человека делают его все более зависимым от потока сообщений от средств массовой информации.
Круг сведений, необходимых человеку для своего социального поведения и жизни в обществе и полученных на собственном опыте все больше сужается, а объем необходимой социальной информации, получаемой из теле- и радиопрограмм, периодических изданий, все более расширяется, и влияние массовой коммуникации и ее средств на человека все возрастает.
Массовая коммуникация - это процесс сообщения информации с помощью технических средств - средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) - численно большим аудиториям с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Коммуникация - не стихийный, а целенаправленный процесс, руководимый определенной программой - политической, идеологической, просветительской, культурной.
Специфическими особенностями массовой коммуникации являются:
1) опосредованность общения техническими средствами;
· отсутствие непосредственной обратной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения;
· социальная направленность, социальная ориентированность общения - при помощи СМИ между собой общаются не отдельные люди, а большие социальные группы.
Принципиальным отличием массовой коммуникации от межличностного общения, т.е. общения между социальными индивидами является общение больших социальных групп.
Спецификой массовой коммуникации являются также публичный характер и открытость, ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи, опосредованность контактов передающей и принимающей сторон, асимметричность (несбалансированность) их отношений, значительное преобладание числа реципиентов, влияние институциональных предписаний на отношения передающей и принимающей сторон.
Характерные черты массовой коммуникации:
1) отношения между ее участниками - преимущественно иерархические, отчетливо выраженная разница в статусах (коммуникатор всегда обладает более высоким статусом);
2) однонаправленность потока информации (от коммуникатора к реципиентам);
3) полное отсутствие конверсии информации;
4) наличие сильной прагматической составляющей со стороны коммуникатора (сделай, думай, выучи);
5) отношения стереотипные, не выходящие за рамки корпоративной морали;
6) публичный характер общения;
7) очень большая роль персональных характеристик коммуникатора.
Современное общество не мыслимо без такого важного института как массовая коммуникация. Условием существования общества как целого является поддержание устойчивого обмена информацией между индивидами и социальными группами. Средства массовой коммуникации выполняют самые разнообразные функции - образования и социализации, рекламы, развлечений, научного и культурного просветительства и т.д. Однако их основной функцией является воздействие на широкие социальные слои через содержание передаваемой информации.
1.4. Функции массовой коммуникации.
Массовая коммуникация выполняет также ряд психологических функций:
1. функцию социальной ориентации, которая опирается на потребность аудитории в информации о мире социальных явлений;
2. функцию социальной идентификации, которая основывается на потребности человека чувствовать свою причастность к какой-либо социальной группе;
3. функцию контакта, связанную с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей;
4. функцию самоутверждения и познания, которая проявляется в том, что в сообщениях СМИ реципиенты находят прямую или косвенную поддержку собственным идеям и взглядам;
5. утилитарную функцию, которая выражается в том, что с помощью СМИ человек находит информацию с практической направленностью, заимствует эффективные модели поведения;
6. функцию эмоциональной разрядки, которая осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного характера.
Одной из важнейших функций средств массовой коммуникации считается оперативное информирование широких масс населения во всех областях жизни.
Заключение.
Таким образом, мы мем сделать вывод о том, что коммуникация - это социально обусловленный процесс, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки речевого поведения. Поэтому в социологии коммуникации наряду с межличностной всесторонне изучается массовая коммуникация.
Социология исследует социальные факторы, которые обуславливают влияние массовой коммуникации на формирование общественного мнения, т. е. отношения людей к социальным реалиям и ценностям.
Литература.
1. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. - М., 2002. - С. 43.
2. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания - М., 1996.- С. 334.
3. Современный западный социологический словарь- М.,1990. - С.131.
4. Современный словарь иностранных слов- М., 1993. - С. 294.
5. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. - СПб, 2009.
6. Энциклопедический словарь -М.,1995. - С.286.