Тема 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Тема 1. МЕТОДИКА ПРИКЛАДНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Тема 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ. | |
Тема 4. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА. ТРАДИЦИОННОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ. . . . . . . . . . . . . . . | |
Тема 6. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Тема 7. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Тема 8. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Тема 9. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
ВВЕДЕНИЕ
Социология представляет собой раздел научного знания. Она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения – сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основные содержание социальной реальности. Социальная жизнь общества – это область социальных отношений между более или менее широкими общностями людей и самими людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей.
Учитывая, что курс социологии невелик, автор сосредоточивает внимание лишь на основах общей социологии, которые позволяют получить общее, систематическое и целостное представление о данной науке и ее роли в познании общества.
Методические указания большое внимание уделяют методологическим проблемам социологии и социологического исследования, характеристике трудов классиков социологической мысли и основных направлений современной социологии, социологическому анализу состояния современного российского общества.
В соответствии с требованиями ГОС ВПО данное пособие преследует следующие цели:
1. Дать научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных групп, видах и исходах социальных процессов.
2. Познакомить с типологией, основными источниками возникновения и развития массовых социальных движений, формами социальных взаимодействий, факторами социального развития, типами и структурой социальных организаций.
3. Ознакомить с основами проведения социологических исследований, основами социологического анализа.
Тема 1. МЕТОДИКА ПРИКЛАДНЫХ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Цель занятия: знакомство с основными видами прикладных социологических исследований, изучение методики подготовки и проведение прикладных социологических исследований, формирование представлений об основных методах обработки и обобщения социологических данных.
Основные понятия: наблюдение, анализ документов, экспертная оценка, эксперимент, опрос, анкетирование, интервьюирование, генеральная и выборочная совокупность, репрезентативность, программа и план исследования, предмет исследования, гипотеза, количественные и качественные методы анализа и обобщения данных.
Основные теории и концепции: концепция количественных и качественных методов социологического анализа, понятие теории и гипотезы, методы анализа и обобщения эмпирических данных.
План
1. Виды прикладных социологических исследований.
2. Методы прикладных социологических исследований.
3. Программа и план прикладных социологических исследований.
4. Обобщение результатов исследования.
Основные положения
В структуре социологии чаще всего выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории (или теории среднего уровня) и социологические исследования. Их называют также частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.
Использование конкретных методов социологического исследования зависит от условий, места и времени, целей и задач исследования, а также его вида. Для сбора социологической информации могут применяться различные методы: опрос, интервью, наблюдение анализ документов, экспертная оценка, эксперимент и тестирование.
Эмпирические данные социологического исследования еще не позволяют сделать верные выводы, обнаружить тенденции, проверить выдвинутые в программе исследования гипотезы. Полученную первичную социологическую информацию следует обобщить, проанализировать и научно интерпретировать. Для этого все собранные анкеты или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики, диаграммы и т.д.
Вопросы для повторения
1. Какие виды социологических исследований вы знаете?
2. С чего начинается социологическое исследование?
3. Какова структура программы социологического исследования?
4. В чем заключается «теоретическое» и «практическое» исследование?
5. Какие виды выборки в социологическом исследовании вы знаете?
6. Из каких разделов состоит рабочий план социологического исследования?
7. Какие основные требования предъявляются в анкетному опросу?
8. Чем отличаются между собой вопросы анкеты?
9. Назовите способы контроля достоверности данных опроса.
10. Объясните отличие интервью от анкетного опроса.
11. Охарактеризуйте виды наблюдения в социологии.
12. Что вы можете рассказать о социологическом эксперименте?
13. Перечислите возможности метода анализа документов.
14. В чем заключается количественный метод анализа документов? Как он называется?
15. Расскажите о первых этапах эмпирических данных.
16. В чем состоит сущность обработки первичной информации?
17. Какие виды шкал измерения вы знаете?
18. Назовите виды группировок социологической информации.
19. Какова структура отчета по итогам социологического исследования?
[8; 15; 39,гл. 3; 63; 90; 92,разд. 1, гл. 4; 103]
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ
Цель занятия: знакомство с историей возникновения социологии; изучение основных этапов ее развития; выявление специфики различных школ и направлений в социологии.
Основные понятия: позитивизм, эволюционизм, органицизм, психологизм, социал-дарвинизм, социальная статика, социальная динамика, механическая и органическая солидарность, антипозитивизм, понимающая социология, парадигма, макросоциология, микросоциология, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология.
Основные теории и концепции: позитивистская концепция О. Конта и Г. Спенсера, теория подражания Г. Тарда, теория «социального факта» Э. Дюркгейма, теория социального действия М. Вебера, структурно-функционалистическая концепция, теория конфликта, теория обмена, теория структурации Э. Гидденса, концепция П. Сорокина.
План
1. Классическая западная социология XIX – начала XX в.в.
2. Современная западная социология.
3. Развитие социологической мысли в России.
Темы рефератов
1. Основоположник социологии О. Конт.
2. Органическая теория общества Г. Спенсера.
3. Теория социального реализма и научный метод в социологии Э. Дюркгейма.
4. Понимающая социология М. Вебера.
5. Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина.
6. Психологическое направление в русской социологии.
7. Социологический неопозитивизм П. Сорокина.
8. Классификация современных социологических направлений Запада.
9. Неопозитивизм.
10. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса.
11. Социология конфликта.
Основные положения
В первом вопросе характеризуются наиболее значительные западные общесоциологические теории, сыгравшие или играющие в настоящее время важную роль в развитии социологии. Содержание современных направлений социологии во многом определено социологическими взглядами выдающихся мыслителей XIX – начала ХХ вв. О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Л. Ф. Уорда, а также современных ученых Т. Парсонса, Р. Мертона, П. Лазарсфельда и др.
При рассмотрении второго вопроса обратите внимание на то, что в начале ХХ в. начинает проявляться специфика национальных школ в социологии, связанная с особенностями их формирования. Так, во Франции социология отпочковывается от историко-философской традиции, в Германии – от философско-экономической, в Италии социология «вызрела» в лоне политических наук, в Великобритании – управленческих. Американский этап (30-е – начало 50-х годов) в развитии социологии определяется перемещением «географического» центра социологических исследований из Европы в США. Это было связано прежде всего с событиями, предшествовавшими Второй мировой войне и вызвавшими массовую эмиграцию видных ученых сначала из Советского Союза, а потом и из Западной Европы. Содержательно этот период характеризуется массовым развитием и совершенствованием эмпирических исследований и разработкой новых методов изучения социальных явлений.
Социологическая мысль России второй половины XIX - начала XX в.в. была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновали цели, а порой и программные установки этих течений.
Весьма содержательные, основанные на определенных идеологических принципах, объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей XIX – ХХ вв.: В. Белинского, А. Герцена, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, Н. Данилевского, П. Лаврова, Н. Михайловского, П. Струве, М. Туган-Барановского, М. Ковалевского, П. Сорокина.
Вопросы для повторения
1. Назовите основные положения социологической теории О. Конта.
2. В чем заключается сущность органической теории общества Г. Спенсера?
3. Сравните решение проблем равновесия, гармонии и стабильности в обществе, а также проблемы распада общества в социологии О. Конта и Г. Спенсара.
4. Раскройте суть теории социального реализма Э. Дюркгейма, его учение о методе в социологии, социальных фактах, коллективном сознании, социальном здоровье.
5. Охарактеризуйте суть понимающей социологии М. Вебера, его учение о ценностях, идеальных типах социального действия.
6. Раскройте содержание идей революционного демократизма В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского.
7. Охарактеризуйте основные черты анархизма М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.
8. В чем заключается «субъективный метод» в социологии П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского и др.?
9. Раскройте основные положения психологического толкования социальных явлений в трудах Е. В. Де-Роберти и Н. И. Кареева.
10. Сравните основные идеи «легального марксизма» П. Б, Струве и М. И. Туган-Барановского.
11. Дайте характеристику плюралистической социологии М. М. Ковалевского.
12. В чем заключаются основные идеи социологического неопозитивизма П. А. Сорокина?
13. Какие этапы в развитии западной социологи можно выделить? Чем характеризуется каждый из них?
14. Какие основные способы объяснения социальных явлений существуют в социологии?
15. Что объединяет неопозитивизм и классический позитивизм? В чем их различия?
16. Каковы основные категории структурно-функционального анализа? Как они взаимосвязаны?
17. В чем, по Дарендорфу, состоит позитивная роль социальных конфликтов?
18. Объясните, почему феноменология и символический интеракционализм относится к одной социологической традиции?
19. Какие положения лежат в основе объяснительной модели теории действия Хоманса и почему?
[2; 5; 24; 25; 39, гл. 2; 46; 47; 51; 53; 58; 59; 60; 61; 62; 78; 81; 82, гл. 3, 5, 6; 92,разд. 1, гл. 1; 104]