ГЛАВА 1. Исследования чтения как важный компонент социологии культуры

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. Исследования чтения как важный компонент социологии культуры.. 5

1.1. Книга, чтение и читатель как значимые взаимосвязанные социальные явления. 5

1.2. Исторические аспекты исследования чтения и читателя в России. 8

1.3. Особенности и перспективы российской социологии чтения. 11

ГЛАВА 2. Современное состояние и тенденции развития
читательских интересов в России. 14

2.1. Данные социологических исследований в области чтения за 2000-е гг. 14

2.2. Исследование читательских интересов современных студентов. 18

2.3. Анализ результатов исследования читательских интересов студентов. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 24

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 28

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики ключевой фигурой, ориентиром для книгоиздателей является потребитель, т. е. читатель. Следовательно, одна из наиболее актуальных тем для дискуссий и исследований среди специалистов книжного дела – это тема читательских интересов. Снижение читательской активности населения является важной проблемой современного книгоиздания и приводит к тому, что издаваемая книжная продукция подстраивается под вкусы читателей, угождает им, а не формирует их.

Исследование читателей и их предпочтений, интересов имеет давние традиции и отражено в трудах многих выдающихся ученых. Читательский интерес – это сложная фоpма избирательной направленности личности в пpоцессе удовлетворения читательских потpебностей, позитивное состояние пополнения знаний чеpез книгу, потpебность эмоционального удовлетворения личности; это вполне определенное притяжения читателя к тому или иному геpою, автоpу, жанру. [13]

Психолого-педагогическое направление в исследовании читательских интересов – давняя отечественная и зарубежная традиция в изучении и руководстве читательскими интересами различных социальных групп. Обоснование принципов и критериев формирования круга чтения, вопросы пропаганды книги и воспитания широкой читательской аудитории нашли отражение в трудах выдающихся русских педагогов и психологов X. Д. Алчевской, Н. А. Корфа, Н. К. Крупской, Н. А. Рубакина, К. Д. Ушинского.

Социологический подход к изучению чтения направлен на анализ социальной природы читательских интересов и потребностей, определение места чтения в системе общественных явлений и его роль в формировании духовного мира человека. Прежде всего, укажем работы Я. Анкудовича, А. М. Бушуева, А. А. Гречихина, Н. Ф. Кодака, Н. П. Лаврова, М. М. Рубинштейна, Н. М. Сикорского, В. Д. Стельмах, М. Г. Ханина, Р. А. Чмониной, Р. Эскарпи. В рамках социологического изучения читательского интересов X. Д. Алчевская и Н. А. Рубакин являются зачинателями такого направления, которое на конкретном материале читательского спроса осуществляет анализ структуры и содержания читательских интересов. Из более поздних работ данного направления укажем труды С. Л. Вальдгарда, А. А. Покровского, Я. М. Шафира. Анализ современного книжного рынка и изучение спроса молодых читателей анализируются в публикациях В. И. Горбачевой, И. А. Бутенко, Е. А. Динерштейна, Э. П. Седовой, Н. А. Селиверстовой, Ю. И. Столярова, A. И. Рейтблата, И. Н. Феклиной, В. Ц. Худавердяна, Ф. Э. Шереги.

Актуальность темы обусловлена, во-первых, социальной значимостью чтения, во-вторых, необходимостью отслеживать современные тенденции в развитии читательских интересов, в-третьих, важностью накопления эмпирического материала для дальнейшего анализа с целью решения проблем читательской активности.

Проблему данного исследования можно сформулировать в форме вопроса: каковы читательские интересы и отношение к чтению современной студенческой аудитории. Выбор аудитории объясняется тем, что традиционно именно студенчество считается наиболее активной и восприимчивой к социальным изменениям частью населения.

Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить, обобщить и проанализировать читательские интересы студентов.

Объектом исследования являются читательские интересы современных студентов.

Предмет исследования – это предпочтения вышеуказанной категории читателей в родах и жанрах литературы, а также отношение читателей к самому процессу чтения и факторам, влияющим на него.

Гипотеза исследования заключается в том, что отношение к чтению и читательские интересы современных студентов целом отражают общероссийские тенденции в области чтения, но при этом имеются особенности в жанровых предпочтениях и мотивации чтения.

Задачи данного исследования заключаются в следующем:

1. Проанализировать взаимосвязь таких социальных явлений, как «книга», «чтение», «читатель».

2. Проследить историю развития исследований чтения и читателя в России.

3. Охарактеризовать особенности и перспективы российской социологии чтения.

4. Обобщить данные ранее проведенных исследований читательских интересов.

5. Описать и проанализировать результаты данного исследования.

К теоретическим методам исследования мы относим теоретический анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование и систематизацию. Эмпирическим методом исследования является анкетирование как основной источник получения актуальной информации. К статистическому методу отнесем создание рейтингов.

ГЛАВА 1. Исследования чтения как важный компонент социологии культуры

Наши рекомендации