Семинарское занятие №2 Социальная структура и стратификация
1. Понятие социальной структуры, социальной стратификации и мобильности.
2. Исторические cистемы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы Теории социальной структуры и социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гидденс и др.), их основные различия.
3. Формирование многомерных социальных слоев. Теория элит как вариант стратификационного подхода: властный и меритократический подходы.
4. Социальная структура современного белорусского общества. Проблема среднего класса в современном постсоветском обществе.
Вопросы для контролируемой подготовки и обсуждения.
1. Блиц-опрос по ключевым понятиям. Преподаватель предлагает студентам закончить фразы: «Социальная общность – это…», «Стратификация – это…», «Основные критерии стратификации – это…», «Для закрытой системы стратификации характерно…» и т. д. Целесообразно проводить в начале занятия. Время проведения – 5–7 минут.
2. Чем статистические общности отличаются от реальных? При каких условиях статистическая категория может превратиться в реальную общность?
3. С точки зрения известного культуролога Б. Андерсона всякая нация является воображаемым сообществом, «поскольку члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев-по-нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живет образ их общности». Что обеспечивает единство нации? Что превращает нацию в реальную социальную общность?
4. Каково значение понятия «референтная группа»? Почему для конкретного индивида референтная группа и группа, в которой он реально состоит, могут не совпадать? Каково значение референтных групп для отдельного индивида и общества в целом?
5. Какой группой является семья – формальной или неформальной? Может ли группа в одно и то же время обладать признаками формальной и неформальной группы?
6. В чем суть социометрического метода? Какова область применения социометрии и каковы ограничения этого метода? Можно ли говорить не только о диагностических, но и о терапевтических задачах социометрии?
7. В рамках социометрической процедуры каждый отдельный член группы может обозначить свое отношение к другим членам группы тремя способами – через позитивный выбор, негативный выбор, отсутствие выбора. Исходя из этого, опишите все возможные варианты парных отношений внутри группы. Каково число таких вариантов?
8. Почему в современных (индустриальных и постиндустриальных) обществах наиболее распространенным типом семьи является нуклеарная семья? Какие факторы в современных обществах способствуют ослаблению расширенной семьи?
6. Какие методы эмпирической социологии можно применить, чтобы изучить стратификацию конкретного общества?
7. Является ли современное белорусское общество «обществом равных возможностей»? Почему?
8. Почему экономический критерий стратификации (доход, богатство) правомерно считать основным? Можно ли сказать, что экономический признак является ключевым только для современных обществ?
9. Власть можно измерить количеством человек, на которых распространяется решение человека, обладающего властными полномочиями. Можно ли сказать, что власть начальника над подчиненными равнозначна власти врача над пациентами и преподавателя над учащимися?
10. Можно ли говорить о существовании стратификации по возрастному признаку? Представители каких возрастных категорий обладают наиболее высоким статусом в современных обществах?
11. Чем можно объяснить тот факт, что сегодня преклонный возраст является, как правило, признаком низкого социального статуса? Представители каких профессий являются исключениями из этого правила?
12. Можно ли считать гендерный критерий основным параметром стратификации общества? Почему?
13. В древнейшем памятнике китайской культуры «Шу цзин» («Книга исторических преданий») есть такие слова: «Когда рождается мальчик, его кладут на постель и дают ему играть с яшмой; когда рождается девочка, ее кладут на пол и дают ей играть с черепком». Как эти слова характеризуют положение женщины в традиционном китайском обществе?
14. В отличие от таких параметров, как уровень дохода, уровень образования, объем власти которые могут быть легко выражены в численных показателях, престиж практически не поддается количественному измерению. С помощью каких методов эмпирической социологии возможно выявить престиж тех или иных занятий в конкретном обществе?
15. Каковы основные маркеры (опознавательные признаки) престижа?
16. Что означает выражение «скрытые привилегии богатых»? О какого рода привилегиях может идти речь в данном случае?
17. Какие социальные процессы и явления способствуют групповой мобильности? В какие моменты истории общества этот феномен обнаруживает себя с наибольшей очевидностью?