Играизация как тип рефлексивной рациональности

Играизация — новый, формирующийся тип рефлексивной ра­циональности, позволяющий в предпринимательстве, политике, культуре и даже личной жизни противостоять давлению хаоса, ста­новясь фактором социального порядка постмодернистского типа — порядка, порожденного из хаоса. Играизация как раз способствует тому, что она упорядочивает неопределенности, разумеется, до определенной степени — «умеренной надежды», «смутных» пред­ставлений, которые характерны для нелинейной динамики.

Играизация — специфический, гибридный тип рациональности. Так, играизация из практической рациональности берет прагмати­ческое отображение повседневной реальности в виде «убегающе­го мира» и акторов, стремящихся к практическим целям, отрицая при этом нормативность средств их достижения. Из субстанци­альной рациональности она заимствует некий набор ценностей — этику успеха и случая, становясь своего рода религией. Однако, если макдональдизация является «религией потребительства», то играизацию, полагаем, можно назвать религией успеха. Обе рели­гии относительно самостоятельны. Но у них есть одно общее, свя­зующее звено — развлечение. «Потребление все меньше и меньше имеет дело с приобретением товаров и услуг, — пишет Дж. Ритцер, — и все большее и больше с развлечением. В самом деле, о средствах потребления мы все чаще узнаем из шоу-бизнеса, ибо они становятся его частью». Поклонение успеху и счастливому шансу постоянно воспроизводится благодаря распространению игровых стоимостей, содержащихся во многих товарах и услуг.

Играизация весьма часто выступает и как гибрид рациональ­ности и иррациональности, проявляясь в виде иррациональной ра­циональности. Значительная часть людей, участвующих в играизированной деятельности, по существу, низводится до технических ресурсов, что, так или иначе, способствует дегуманизации челове­ческих отношений. Играизации сопутствует регрессия: люди ис­пытывают тягу к социальным действиям, связанным с повышен­ными рисками и мистикой, возрастающего влияния случая. Они полагают, что счастливый случай и рисковые игровые практики, услуги магов и экстрасенсов могут быстро решить их личные про­блемы, избавить от невзгод и болезней.

Играизация находит свою нишу для сосуществования постмо­дернистскими типами рациональности, в частности, с макдональдизацией, постфордизмом, сникеризацией.

Играизацию подобно макдональдизапии можно измерить в со­ответствии с четырьмя критериями, предложенными М. Вебером для формальной рациональности — эффективность, калькуляция, предсказуемость и контроль.

Под эффективностью играизации понимается оптимальный, возможно быстрый способ достижения прагматической цели, осуществляемый с использованием нестандартных, эвристичес­ких приемов, влекущих нарушения общепринятых правил. На­пример, за деньги можно купить определенный статус — от во­дительских прав до графского титула. Для России особенно специфично то, что, используя такие средства как мигалки, спецномера, обеспечивающие индульгенцию от остановки ав­томобиля работниками автоинспекции, можно ехать, нарушая правила, и быстрее добраться до места назначения. Во всех этих и других подобных случаях эффективность налицо при очевид­ном умалении формальных бюрократических процедур.

Калькулируемостъпредполагает учет количественных и каче­ственных затрат на реализацию конкретных прагматических стратегий. Можно, например, подсчитать временные затраты на ту или иную играизированную активность и сравнить получен­ные результаты с тем, сколько времени потребует достижение той же цели, если идти к ней строго по существующим прави­лам.

Предсказуемость означает сознательное принятие отсутствия принудительной каузальности, строгих правил деятельности, не­определенности и рисков, альтернативности и случайности. Но по совокупности случайных социальных практик вполне можно выявить их статистические причинности и общие, результирую­щие составляющие социальной жизни. Высшей детерминантой предсказуемости того, что может произойти, по существу, вы­ступают типичные социальные практики, которые «одинаковы» в определенном времени и пространстве благодаря характерно­му общественному сознанию социальных акторов, их габитусу и рефлексивности.

Контрольздесь не прямой, а рефлексивный. Основной акцент делается на отслеживании перемещения реальных и виртуаль­ных капиталов. Можно также проконтролировать и характер де­ятельности акторов с учетом игровых кодов и дискурсов, к кото­рым они привержены. В итоге рефлексивный мониторинг позволяет актору, контролируя свою деятельность, соизмерять свои желания с возможностями в контексте взаимодействия с другими людьми.

Играизация, несомненно, оказывает общее рационализирую­щее влияние на социокультурное развитие современного обще­ства. Она расширяет число благ и услуг, предоставляя их много­миллионным массам людей. Акторы играизации могут занимать­ся своей деятельностью вне зависимости от их местоположения и времени суток. Резко сокращается время для достижения желан­ных целей. Играизация способствует в относительно мягких фор­мах утверждению таких защитных механизмов как вытеснение, отрицание и сублимация. Она, в частности, позволяет удалять из сознания мысли о рисках как о нечто враждебном.

Наши рекомендации