Социальный статус и социальная роль

1. Определите, к какому виду статусов (социальному, личному, достигаемому, приписываемому, смешанному) принадлежат следующие позиции: безработный, жадина, инвалид, домохозяйка, эмигрант, чемпион мира, член профсоюза, теща, православный, руководитель завода, школьник, китаец, наркоман, душа компании, сестра, трус, эгоист, турист, мачеха, американец, детдомовец.

2. Проверьте на совместимость статусов следующие ситуации:

  • депутат выполняет функции министра;
  • представитель власти входит в преступную группировку;
  • врач выполняет функции судьи;
  • выпускник инженерного вуза работает юристом;
  • домохозяйка работает врачом;
  • студент баллотируется в мэры;
  • священник участвует в выборах в Национальное Собрание.

3. Ниже приведены примеры статусных наборов. В каждом случае надо решить, могут ли они принадлежать одному человеку (дать разъяснения):

  • директор банка, научный сотрудник, депутат, рабочий;
  • председатель профкома, мужчина, инженер, член общества филателистов, спортсмен-любитель, русский;
  • женщина, мать, сестра, врач, москвичка, беженка;
  • школьница, дочь, выпускница, спортсменка, подруга;
  • священник, православный, мужчина, русский, аристократ, музыкант.

4. Как известно, одежда такой же социальный символ, как речь или поведение. У нее три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстрационная функция. В различные эпохи правила приличия были разными, но основной принцип оставался неизменным: чем более пуританским является общество, тем тщательнее прячется тело. Когда-то в Англии считалось непристойным даже произносить слово «нога», а ножки рояля закрывались чехлами.

Демонстрационная функция запрещает мужчинам появляться в дорогих ресторанах без галстука. Почему? Галстук – показатель определенного социального статуса. Он выступает не как средство что-то скрыть или создать комфорт, а как знак, определяющий принадлежность владельца к той или иной социальной группе. В прошлом демонстрационная функция одежды регламентировалась очень жестко.

В Англии XIV века костюм определялся не вкусом или стилем, а законом. Парламент принимал правила, регулировавшие одеяние для каждого социального класса. Если человек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше его по социальной лестнице, он подвергался штрафу. Похожие правила существовали и в американских колониях, где женщине запрещалось носить шелковый шарф, если ее муж «стоил» меньше тысячи долларов.

В XVIII веке демонстрацией высокого положения стал спорт. Так, при верховой езде английские сельские джентльмены для удобства надевали фраки и цилиндры – именно это одеяние стало позже ассоциироваться с досугом и возможностью не работать. Постепенно «джентльменский» спортивный костюм превратился в костюм высшего света.

В последние годы наметилась обратная тенденция. Современное общество все более напряженно относится к привилегиям, и это заставляет представителей высшего класса демонстрировать свой статус как-то иначе. На смену «клубному» пиджаку яхтсмена пришла одежда, заимствованная у представителей общественных «низов». (Моррис Д. Одежда и социология).

Подумайте, какие статусные различия в одежде существуют в современном обществе.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Используя знания о социализации личности, объясните причины ассоциаций в пословицах:

· «с волками жить – по-волчьи выть»;

· «попал в стаю – лай, не лай, а хвостом виляй»;

· «с кем поведешься, от того и наберешься»;

· «с собакой ляжешь – с блохами встанешь».

2. В романе «Собачье сердце» М. Булгаков описывает процесс превращения собаки в человека, сначала физический (после операции на мозге), а затем социальный, названный очеловечиванием. Социологи назвали бы этот процесс социализацией.

Определите, в чем состояла эта социализация: как усваивались культурные и социальные нормы поведения? Почему медицинское превращение оказалось успешным, а социальное – полным провалом? Ведь Шариков хорошо аргументирует свою речь, знает о правах человека, кровнородственных отношениях и прописке. Может быть, это и не был провал? Ответ аргументируйте.

3. Существует мнение, что одна из единых функций социализации во всех обществах – «остановить молодежь». Дело в том, что первоочередная цель сообщества людей – поддержание существующего положения вещей, а потом лишь – развитие. Но вот проблема: школу, вуз ежегодно заканчивают миллионы амбициозных молодых людей…

Оказывается, задача «приостановить нахальную молодежь в развитии» гениально решается еще до ее рождения – молодым людям устраивают «сшибку нервных процессов» по Павлову. С юных лет, через обучение, СМИ, массовое искусство идет постоянное внушение, что, когда молодой человек вырастет, то будет: работа – интересная и высокооплачиваемая; жилье, куда можно просто пригласить друзей; с родителями можно нормально поговорить, посоветоваться, а бабушка и дедушка – просто мудрые люди; супруг(а), как минимум, понимающий.

А на деле получается, что в профессию, уже во взрослом состоянии, приходиться входить «с нуля». И достойное человека жилье – проблема. А межличностному общению, тем более в семье, ни в школе, ни в вузе не учат. И реальные друзья – подводят. И не понятно «кто должен любить»... И до тридцати, сорока лет человек будет ходить «по кругу», не особо развиваясь, а пытаясь совместить внушенное с детства и реальность. Признаем: совместить внушенное и реальность почти невозможно. Но возможно сделать человека более управляемым.

Хотите пример? Пожалуйста! Жизнь в хронический кредит. То есть, молодой человек не в состоянии сразу оплатить дом, машину и т.п., но должен их иметь, ибо это престижно, сказывается на общественном и профессиональном статусе. А к старости – что ж, к безопасной для общества старости кредит будет выплачен. Правда, новое поколение тоже будет уже в новых долгах...

Вы согласны с подобным мнением? Аргументируйте.

4. Исследователи из Института демографии Макса Планка в Германии установили, что через несколько лет после начала полового созревания мальчики имеют особенно высокие шансы погибнуть. Доведенные до крайностей бушующими гормонами, они начинают рискованно себя вести, ввязываться в конфликты и совершать безумства. Так было в доисторические времена, и цивилизация мало что изменила. Разве что теперь они погибают на 4 года раньше.

Исследовав данные о смертности юношей в Европе за последние 250 лет, ученые выяснили, что пик смертности «отъезжает» в череде поколений на все более ранний возраст, из чего делается вывод о том, что и половое созревание наступает раньше – на 2,5 месяца за каждые 10 лет.

«Быть 18-летним сегодня – это то же самое, как быть 22-летним в 1800 году», – объясняет демограф Джошуа Гольдштейн. «Вообще, это естественная вещь. Биологи знают, что изобилие, хорошее питание, отсутствие болезней являются сигналом для более раннего развития. Считается, что в дикой природе это такой способ усилить размножение: раз условия позволяют, можно раньше начать рожать и родить больше потомков».

А вот что кажется удивительным, так это то, как мало цивилизация влияет на сам факт такого «горбика» на кривой смертности. Считается, что после первых пяти лет жизни человек уже мало подвержен тем факторам риска, которые определяют детскую смертность, а до старческой смертности ему еще далеко. Речь идет о молодых мужчинах в самом расцвете сил, да еще и в парниковых условиях цивилизации.

Несмотря на это, как выясняется, «горбик» смертности этих молодых мужчин делается в наше время более заостренным. «По мере того как отступают эпидемии и войны, этот пик смертности делается более заметным, как делаются заметнее валуны, обнаженные после отлива, – поясняет Гольдштейн. – Если раньше ребята чуть что хватались за шпагу, то сегодня они прыгают по крышам вагонов, участвуют в городских бандах или просто гоняют на автомобилях и мотоциклах. Страшно, и тем сильнее хочется понять, что конкретно происходит в их головах и как их защитить от такой нелепой смерти».

Подумайте, как при помощи социализации молодежи можно уменьшить подобные риски?

Литература:

  1. Бабосов, Е.М. Общая социология : учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов. - 3-е изд. - Минск : ТетраСистемс, 2006. - 637 с.
  2. Бабосов, Е.М. Социология личности, стратификации и управления / Е.М. Бабосов. – Минск, 2006. – 410 с.
  3. Беляева, Е.В. Мораль современной молодежи: от традиционализма к постмодерну / Е.В. Беляева // Социология. – 2008. - № 4. – С. 70-76.
  4. Гидденс, Э. Социология : учебник / Э. Гидденс; пер. с англ.; научн. ред. В.А. Ядов. – М. : Эдиториал УРСС, 1999. – 703 с.
  5. Гуцаленко, Л.А. Вернуться к человеку, но к какому? / Л.А. Гуцаленко // Социология. – 2009. - № 4. – С. 19-28.
  6. Данилова, Е.А. Социодинамика ценностей молодежи Республики Беларусь / Е.А. Данилова // Социология. – 2008. - № 4. – С. 99-107.
  7. Кравченко, А.И. Социология : учебник для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академический Проект : Фонд "Мир", 2003. - 383 с.
  8. Левицкая, И.В. Ценностное сдерживание девиантизации современного белорусского общества / И.В. Левицкая // Социология. – 2009. - № 3. – С. 120-134.
  9. Ротман, Д.Г. Белорусская молодежь на рубеже веков: штрихи к портрету / Д.Г. Ротман // Социология. – 2004. – № 1. – С. 50-59.
  10. Социология : учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Елсукова . - 5-е изд. - Минск : ТетраСистемс, 2004. - 542 с.
  11. Черняк, Ю.Г. Социальные риски в молодежной среде и их последствия / Ю.Г. Черняк // Социология. – 2008. - № 3. – С. 100-105.

Методики диагностики личностных особенностей (самопроверка)

1. Методика Г. Айзенка позволяет диагностировать такие личностные особенности, как экстраверсия, интроверсия и эмоциональная стабильность.

Инструкция. На нижеприведенные вопросы необходимо ответить «да» или «нет». Ответ «не знаю» не употребляется. В крайнем случае, если никак не удается выбрать один из двух вариантов ответа, можно оставить вопрос без ответа. Однако к этой возможности можно прибегать лишь в исключительных случаях. По крайней мере, следует помнить, что из всех 57 вопросов без ответа можно оставить не более 3. Отвечать следует в быстром темпе, не думая долго над вопросом. Первый ответ, который хочется дать, как правило, является и наиболее точным.

  1. Любите ли вы оживление и суету вокруг вас?
  2. Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам чего-то хочется, а вы не знаете чего?
  3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
  4. Чувствуете ли вы себя порой то счастливым, то печальным без всякой на то причины?
  5. Остаетесь ли вы обычно «в тени» на вечеринках или в компании?
  6. Всегда ли вы в детстве делали немедленно и без ропота то, что вам приказывали?
  7. Бывает, что вы «дуетесь» на кого-нибудь?
  8. Предпочитаете ли вы прекращать ссору молчанием?
  9. Умный ли вы человек?
  10. Любите ли вы быть среди людей?
  11. Часто ли вы теряли сон из-за ваших тревог?
  12. Верите ли вы в какие-нибудь дурные приметы?
  13. Могли бы вы назвать себя беспечным?
  14. Часто ли вы решаетесь на что-нибудь слишком поздно?
  15. Любите ли вы работать в одиночестве?
  16. Часто ли вы чувствуете себя усталым без серьезной причины?
  17. Подвижный ли вы человек?
  18. Смеетесь ли вы при нескромных шутках?
  19. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?
  20. Вы чувствуете себя неловко в новой или нарядной одежде?
  21. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточить внимание на чем-то?
  22. Можете ли вы быстро облечь ваши мысли в слова?
  23. Часто ли вы бываете в рассеянном забытьи?
  24. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков?
  25. Любите ли вы каверзные шутки?
  26. Часто ли вы думаете о вашем прошлом?
  27. Очень ли вы любите вкусную пищу?
  28. Когда вы чем-то раздражены, нуждаетесь ли вы во внимательном человеке, чтобы выговориться?
  29. Если вам, по серьезной причине, будут нужны деньги, согласитесь ли вы лучше продать что-нибудь из своих вещей, чем занять деньги?
  30. Прихвастываете ли вы иногда?
  31. Чувствительны ли вы?
  32. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?
  33. Бываете ли вы иногда так возбуждены, что не можете усидеть на месте?
  34. Любите ли вы планировать вещи детально и заранее?
  35. Бывает ли у вас головокружение?
  36. Всегда ли вы отвечаете на частные письма сразу?
  37. Делаете ли вы обычно вещи лучше, обдумав их в одиночку, чем обсуждая с другими?
  38. Случается ли у вас одышка, даже если вы не делали до этого никакой тяжелой работы?
  39. Являетесь ли вы беспечным человеком, которого не волнует, чтобы все было так, «как нужно»?
  40. Подводят ли вас нервы?
  41. Нравится ли вам больше планировать, чем делать?
  42. Откладываете ли вы на завтра то, что должны сделать сегодня?
  43. Нервничаете ли вы, когда находитесь в лифте или тоннеле?
  44. Делаете ли вы обычно первые шаги к сближению, когда с кем-то знакомитесь?
  45. Бывают ли у вас сильные головные боли?
  46. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?
  47. Трудно ли вам заснуть ночью?
  48. Говорите ли вы иногда неправду?
  49. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?
  50. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?
  51. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей?
  52. Часто ли с вами случаются неприятности из-за того, что вы поступаете, не подумав?
  53. Любите ли вы шутить и рассказывать забавные истории вашим друзьям?
  54. Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать?
  55. Застенчивы ли вы обычно в присутствии старших?
  56. Считаете ли вы, что стоит рискнуть, даже когда шансы не в вашу пользу?
  57. Часто ли у вас сосет под ложечкой перед важным делом?

Шкала «интроверсия-экстроверсия»:

Да: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

Нет: 5, 15 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Шкала «эмоциональная стабильность-нестабильность»:

Да: 2,4,7,9, 11, 14, 16, 19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43, 45,47,50,52,55,57.

Шкала «неискренность»:

Да 6,24,36.

Нет: 12, 18,30,42,48.

За каждое совпадение ответа с ключом дается 1 балл. Подсчитывается количество набранных баллов по каждой шкале.

Критерии:по шкале «экстраверсия-интроверсия» – если количество баллов 14 и более, то испытуемый – экстраверт; если количество баллов 10 и менее, то – интроверт; 11–13 баллов – баланс. Эти критерии действительны и по отношению к эмоциональной стабильности-нестабильности.

Внимание! Если по шкале «неискренность» испытуемый набрал более 5 баллов, то результаты теста не рассматриваются.

Экстравертированный тип. Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир. Таким людям свойственны: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, постоянное стремление к контактам, тяга к новым впечатлениям, раскованные формы поведения, высокая двигательная и речевая активность. Легко откликаются на различные предложения, «зажигаются», берутся за их выполнение, но также легко могут и бросать начатое, берясь за новое дело.

Интровертироваиный тип. Характеризуется направленностью личности на себя, на явления собственного мира: низкая общительность, замкнутость, склонность к самоанализу, рефлексии, заторможенность движений и речи. Круг друзей и знакомых таких людей обычно ограничен. Прежде чем взяться за что-либо, анализируют условия, ситуацию, задачу; склонны к планированию своих действий. Внешнее проявление эмоций находится под контролем, но это не свидетельствует о низкой эмоциональной чувствительности, скорее справедливо обратное.

Эмоциональная стабильность – нестабильность (нейротизм) Высокие показатели по этой шкале связаны с эмоционально-волевой неустойчивостью, повышенной тревогой, низким самоуважением, иногда и с вегетативными расстройствами. Низкие показатели по шкале, напротив, характеризуют личность как эмоционально устойчивую.

2. Каждый человек в той мере, в какой он оказывает влияние на процесс своей социализации, заинтересован приобрести в своем развитии достаточно высокий творческий потенциал. Предлагаемый тест поможет Вам узнать кое-что существенное о своем творческом потенциале.

1. Считаешь ли Вы, что окружающий мир может быть улучшен?

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Вы сами можете участвовать в значительных изменениях окружающей среды?

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Верно ли, что некоторые из Ваших идей принесли бы заметный прогресс в сфере Вашей деятельности?

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) в некоторой степени.

4. Считаешь ли Вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете принципиально что-то изменить?

а) да, наверняка;

б) маловероятно;

в) возможно.

5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, уверены ли Вы, что осуществите свое начинание?

а) да;

б) часто сомневаюсь;

в) нет.

6. Испытываете ли желание заняться делом, которого абсолютно не знаете?

а) да, неизвестное меня привлекает;

б) неизвестное меня не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства?

а) да;

б) удовлетворюсь тем, чего удалось добиться;

в) да, если мне это нравится.

8. Если дело, которое Вы не знаете, Вам нравится, хотите ли Вы знать о нем все?

а) да;

б) нет, я хочу научиться только самому основному;

в) нет, я только хочу удовлетворить свое любопытство.

9. Когда Вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствую вопреки здравому смыслу;

б) махну рукой на эту затею, так как понимаю, что она нереальна;

в) продолжаю делать свое дело.

10. По-Вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы Вы легко сориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

а) да;

б) нет, боюсь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность мне понравилась.

12. Сразу же после какой-то беседы можете ли Вы вспомнить все, о чем говорилось?

а) да, без труда;

б) часто вспомнить не могу;

в) запоминаю только то, что меня интересует.

13. Услышав слово на незнакомом языке, сможете ли Вы повторить его без ошибки?

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) да, но не совсем правильно.

14. В свободное время Вы предпочитаете:

а) остаться наедине с собой, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) мне это безразлично.

15. Вы занимаетесь каким-либо делом. Решаете прекратить это занятие, когда:

а) дело закончено и кажется отлично выполненным;

б) Вы более или менее довольны;

в) Вам еще не все удалось сделать.

16. Когда Вы один (одна), то:

а) любите мечтать о каких-то абстрактных вещах;

б) пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) любите помечтать о вещах, которые связаны с Вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает Вас, Вы думаете о ней:

а) независимо от того, где и с кем находитесь;

б) только наедине с собой;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда Вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

За ответ «а» – 3 балла, за «б» – 1, за «в» – 2 балла.

49 и более баллов. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет богатый выбор возможностей. Если Вы на самом деле сможете применить свои способности, то откроете самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 баллов. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют творить, но есть проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, Ваш потенциал позволяет проявить себя, если, конечно, Вы этого желаете.

23 балла и меньше. Ваш творческий потенциал, увы, незначителен. Но, может быть, Вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в себя может привести к мысли, что Вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Наши рекомендации