Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах

Общая трудоемкость дисциплины составляет: 16 зачетные единицы (576 час.), в том числе:

для студентов очной формы обучения: лекции – 100 часов, практические занятия – 158 часов, самостоятельная работа – 318 часов;

для студентов заочной формы обучения: лекции – 10 часа, практические занятия – 12 часов, самостоятельная работа – 266 часов.

Особенности реализации дисциплины (модуля).

Языком, на котором реализуется дисциплина, является русский язык.

Реализация данной учебной дисциплины осуществляется с использованием материально-технической базы, обеспечивающей проведение всех видов учебных занятий и научно- исследовательской работы обучающихся, предусмотренных программой учебной дисциплины и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам:

-оборудованные кабинеты и аудитории,

- компьютерные классы,

- аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения, и т.д.

2. Учебно-тематическое планирование

Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Наименование темы, раздела Всего трудоёмкость Аудиторные часы Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические Лабораторные
Раздел 1. История зарубежной социологии ХIХ в.
1. Проблемы изучения истории социологии
2. Социальные учения: от древности до эпохи Просвещения
3. О. Конт – основатель социологии.
4. Органицизм Г.Спенсера
5. Натурализм в социологии
6. Психологическое направление в социологии
7. К.Маркс как социолог
8. Формальная социологи Ф.Тённиса
9. Социология Г.Зиммеля
10. Социология В.Зомбарта
11. Иррациональная социология В.Дильтея
12. Социологизм Э.Дюркгейма
13. Понимающая социология М.Вебера
14. Политическая социология А. де Токвиля
15. Социология Г.Моска
16. Социология В.Парето
17. Социология культуры О.Шпенглера
18. Концепция технократии Т.Веблена
Раздел 2. История зарубежной социологии ХХ в.
19. Американская социология. Чикагская социологическая школа и ее вклад в развитие социологической теории -
20. Немецкая социология. Критическая ориентация и философичность -
21. Английская социология: эмпирическое направление и зарождение теоретических традиций -
22. Французская социология: исследования структур социального порядка и культурной укорененности -
ИТОГО:

Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п Наименование темы, раздела Всего трудоёмкость Аудиторные часы Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические Лабораторные
Раздел 1. История зарубежной социологии ХIХ в.
1. Проблемы изучения истории социологии - - -  
2. Социальные учения: от древности до эпохи Просвещения - - -  
3. О. Конт – основатель социологии. -  
4. Органицизм Г.Спенсера - - -  
5. Натурализм в социологии - - -  
6. Психологическое направление в социологии - - -  
7. К.Маркс как социолог -  
8. Формальная социологи Ф.Тённиса - - -  
9. Социология Г.Зиммеля - - -  
10. Социология В.Зомбарта - - -  
11. Иррациональная социология В.Дильтея - - -  
12. Социологизм Э.Дюркгейма  
13. Понимающая социология М.Вебера  
14. Политическая социология А. де Токвиля - - -  
15. Социология Г.Моска - -  
16. Социология В.Парето -  
17. Социология культуры О.Шпенглера - - -  
18. Концепция технократии Т.Веблена - - -  
Раздел 2. История зарубежной социологии ХХ в.
19. Американская социология. Чикагская социологическая школа и ее вклад в развитие социологической теории - -
20. Немецкая социология. Критическая ориентация и философичность - -
21. Английская социология: эмпирическое направление и зарождение теоретических традиций - - -
22. Французская социология: исследования структур социального порядка и культурной укорененности - - -
ИТОГО:

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. История социологии Х1Х в.

Тема 1. Проблемы изучения истории социологии.

Границы социологического знания, его онтологические и теоретико-познавательные критерии. Концепции социального реализма и номинализма. Цели и задачи истории теоретической социологии. Особенности периодизации истории социологии. История социологии как история предмета социологии. Изменения представлений о научности и её критериях. Типы научности: классический неклассический, постмодернистский. Теоретическая социология как мультипарадигмальная наука. История социологии, история социальной философии, история философии культуры, их соотношение.

Тема 2. Социальные учения: от древности до эпохи Просвещения

Зарождение социологических знаний. Социальные учения Древнего Востока: конфуцианство, даосизм и легизм о принципах организации общества, государства, особенности их представлений о личности, природе человека.

Общественно-политическая мысль античности. Социальная утопия Платона: идеальное государство и сословия, круговорот государственных форм, их типология. Взгляд Платона на демократию: свойства демократической души. Взгляды Платона на частную собственность и положение ремесленников, земледельцев и торговцев в государстве. Этико-критический и нормативный характер системы социально-философских умозрений Платона.

Социальная философия Аристотеля: понятие общения, его цель и виды, представление о реальных социальных элементах, составлявших греческие полисы, нормальные и ненормальные политические образования, многообразие видов демократии. Обоснование естественности и разумности существования системы социального неравенства. Расхождения Аристотеля с Платоном в учении о государстве.

Понятие естественного права, порядка, государства, правильных и неправильных форм правления у Цицерона.

Ранняя христианская мысль: Августин Аврелий о граде земном и граде небесном, его идея направленности человеческой истории.

Средневековая христианская мысль. Естественное право в концепции Фомы Аквинского, его понятие порядка и закона, представления о государстве, его сущности и форме.

Социальные идеи эпохи Возрождения. Политический реализм Н.Макиавелли, его теория власти и политического управления, фигура правителя и толпа, представление о природе человека.

Социальная мысль Нового Времени. Теория общественного договора и естественного права Т.Гоббса и Д.Локка: общее и особенное. Их представления о гражданском обществе. Теория разделения властей Д.Локка.

Социальные взгляды представителей французского Просвещения. Ш.Монтескье о природе и принципах правления. Связь между политическим режимом и обществом. Идея равновесия социальных сил. Воздействие географической среды и других факторов на политический режим. Ж.-Ж.Руссо о естественном состоянии человека, общественном договоре, социальном неравенстве и частной собственности. Развитие науки и искусства и порча нравов.

Принципы социальной мысли эпохи Просвещения как методологическая база классической социологии. XIX века.

Тема 3. Огюст Конт – основатель социологии

Идейные истоки позитивизма О.Конта. Позитивная наука и метафизика. Классификация наук. Социология как обществознание. Социальная физиология, социальная физика, социология. Предмет и задачи социологии. Общество как органическое единство всего человечества. Методы социологии.

Социальная статика и динамика как разделы социологии. Семья, государство, социальные классы. Первичные и вторичные факторы общественного развития. Понимание прогресса, его видов. Закон трех стадий. Социальная революция как патология.

Позитивная политика. Учение о социократии. Роль женщин, философов и пролетариев в социократическом обществе. Семья, государство и церковь в социократической утопии Конта.

Позитивизм как религия человечества. Конт как ученый и Конт как пророк «новой религии» (религии «обожествления человечества»). Позитивизм и социализм.

Научное и утопическое в социологии Конта. Значение теоретического наследия О.Конта.

Ученики и последователи основателя позитивистской социологии. Джон Стюарт Милль как продолжатель «дела», начатого Контом; вклад Дж. С. Милля в развитие социальной теории и других гуманитарных дисциплин (логики и методологии наук, экономической теории, политической философии).

Тема 4. Органицизм Герберта Спенсера

Идейные истоки социологии Г.Спенсера. Социология и ее место в системе наук. Позитивизм Конта и позитивизм Спенсера (сходства и отличия). Два общетеоретических фундаментальных основания спенсеровской социологии — эволюционизм и органицизм. Общество как сверхорганизм. Сходства и различия общества и организма. Понятие «функции» в учении об организме вообще и общественном организме в частности. Системы органов общества и специфические органы общества – институты. Типологизация обществ.

Социальная эволюция как особый случай универсального закона природы. Определение эволюции. Однолинейность и многолинейность эволюции. Социальный прогресс и регресс. Рост, структура, дифференциация, функции.

Взаимоотношения личности и государства. Политические и этические взгляды Спенсера (либерализм и утилитаризм). Свобода личности, народное представительство и государство. Отношение Спенсера к социалистической идеологии: социализм как рецидив милитаризма.

Г.Спенсер и О.Конт, общность и различие их методологических принципов. Вклад Г.Спенсера в развитие социологии.

Тема 5. Натурализм в социологии

Натурализм как радикальный позитивизм. Генетическое родство эволюционизма и натурализма. Сильные и слабые стороны натурализма. Механистическая школа как скрытая мировоззренческая база для многих натуралистических течений (Г.Кэри, В.Оствальд). Географическая школа: изучение феномена природно-географической детерминированности социальных явлений и процессов. Историко-географическая концепция К. Риттера. Антропогеография Ф. Ратцеля. (Взгляд Ратцеля на соотношение природного и культурного начал, органическая концепция государства и учение о почве). «Теории геополитики» (К. Хаусхофер и др.). Расово-антропологическая школа (А. де Гобино, Х.Чемберлен, Ж. де Ляпуж). Биорганическая школа (П.Лилиенфельд, А.Шеффле) как вульгарное истолкование смысла социально-организмической аналогии. Общество как живой организм: от метафорического к буквальному пониманию данной идеи. Социал-дарвинистская школа (У. Беджгот и Л. Гумплович): абсолютизация значения принципа борьбы за существование. Социал-дарвинизм на американской почве (А.Смолл, У.Самнер).

Общая критика редукционистских социологических концепций

Наши рекомендации