Проанализированы достоинства, недостатки и рекомендации по применению фокус-группы.
ТЕМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Ценностные ориентации студентов БГУ.
2. Политические предпочтения студенческой молодежи.
3. Экстремизм в молодежной среде.
4. Молодежь и межнациональные конфликты.
5. Молодежь и армия.
6. Религиозные секты и молодежь.
7. Материальное положение студентов БГУ.
8. Образ жизни современного российского тинэйджера.
9. Молодежь на рынке труда.
10. Имущественное неравенство в молодежной среде.
11. Взаимоотношения поколений.
12. Конфликтные ситуации в семье.
13. Неформальные организации молодежи.
14. Морально-психологический климат студенческой группы.
15. Причины отсева студентов.
16. Быт и досуг студентов в общежитии.
17. Роль физкультуры и спорта в жизни студентов.
18. Бюджет времени студентов.
19. Девиантное поведение молодежи.
20. Средства массовой информации и студент.
21. Духовный мир будущего инженера.
22. Представления студентов о современном обществе.
23. Отношение студентов к избранной профессии.
24. Студент и мода.
25. Круг чтения будущих инженеров.
26. Отношение студентов технического университета к гуманитарным
дисциплинам.
27. Культура межнационального общения.
28. Ценности и цели современной молодежи.
29. Роль физкультуры и спорта в жизни студента.
30. Техника в представлении будущих инженеров.
Задания:
1. Выбрать тему исследования.
2. Составить программу исследования.
Интервью как метод социологического исследования
Оглавление
Введение
1. Понятие интервьюирования: его достоинства и недостатки
2. Виды интервью
3.Фокус-группа как групповое интервью
Список использованных источников и литературы
Введение
Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:
- вопросов без ответов при нем практически не бывает;
- неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;
- имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;
- получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.
Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов.
Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенность и которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.
Метод опроса обозначает способ получения эмпирических данных в сфере социальных и психологических дисциплин и конкретные разновидности этого метода, порожденные предметной спецификой отдельных наук.
В данной работе интерес представляет интервью как метод социологического исследования. Анализ этого класса опросных методов является целью представленной работы.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования были решены следующие задачи:
Рассмотрено понятие интервьюирования, его достоинства и недостатки
Исследованы виды интервью
Проанализированы достоинства, недостатки и рекомендации по применению фокус-группы.
1. Понятие интервьюирования: его достоинства и недостатки
Различают два основных класса опросных методов: интервью и анкетный опрос. Общим признаком для обоих классов является:
- ситуация общения, которая может быть личной или опосредованной, индивидуальной или групповой, устной или письменной;
- искомая информация содержится в ответах респондента на вопросы, сформулированные заранее или возникающие по ходу беседы.
Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически. См.: Методы сбора информации в социологических исследованиях. М., 1990. Кн.1 С. 125-150.
Таким образом, основными отличиями интервью являются, во-первых, непосредственный прямой контакт исследователя с испытуемым (в анкетном опросе контакт носит, как правило, опосредованный характер); во-вторых, устная форма этого контакта (в анкетном опросе присутствует письменная форма этого контакта).
По направленности принято различать интервью стандартизированные, полустандартизированные и свободные. Направленная техника предполагает четкий план интервью, использование социологом только тех понятий, которые присутствуют в формулировке вопроса, «подсказки», наводящие респондента на удобную для последующей обработки форму ответа.
Основным достоинством направленной техники является ее относительная простота, позволяющая использовать для проведения интервью не только специалистов, но и главное, возможность последующей стандартизации ответов, полученных от всей выборочной совокупности.
К недостаткам относятся, во-первых, вероятная психологическая «зажатость» респондента вследствие его нежелания или неумения сообразовать свой ответ с жесткой структурой вопроса, во-вторых, некоторая поверхностность ответов, так как человек старается следовать предложенным формулировкам и сам «отсеивает» ту побочную, с его точки зрения, информацию, которая как раз может оказаться наиболее интересной и полезной.
Направленная техника снимает эти трудности, так как способствует свободному самовыражению респондента, в котором могут проявиться не только осознанные, но и неосознаваемые побудители его деятельности, неконтролируемые рефлексией установки, оценки и стереотипы.
Интервью приобретает глубинный характер и требует от исследователя не столько даже профессионального мастерства в превращении первоначального «монолога» респондента в «диалог» между собеседниками, сколько прежде всего способности к эмпатии, которая заключается в самоидентификации себя с интервьюируемым лицом, умении проникнуться его ощущениями, желаниями, ожиданиями.