Применение методов характеристики организационной культуры по Харрису и Морану для ФГО

Разработка проекта анализа организационной культуры на примере Факультета Гуманитарного Образования (ФГО) в НГТУ

Создатели: Глушкова С.

Кособоков А.

Курносова Е.

Литвинова Г.

Перминова М.

Прозукина Д.

Объект исследования: ФГО в НГТУ

Цель: Исследовать и проанализировать особенности организационной культуры в реальной организации

Задачи: 1. Изучить информацию об объекте исследования;

2. Применить методы характеристики организационной культуры по Харрису и Морану для данной организации;

3. Применить компоненты корпоративных принципов и ценностей для данной организации;

4. Применить принципы игровой структуры организации для объекта исследования.

5. Исследовать особенности фирменного стиля объекта исследования.

6. Сделать вывод по проделанному исследованию объекта.

Исходные данные о ФГО

Факультет создан в 1990 году на базе кафедр общественных наук как подразделение НГТУ, обеспечивающее преподавание гуманитарных дисциплин.

Направления подготовки:

  • Психология
  • Зарубежное регионоведение
  • Конфликтология
  • Лингвистика
  • Социальная работа
  • Реклама и связи с общественностью
  • Социология
  • Филология

Кафедры

o Иностранных языков гуманитарного факультета (ИЯ ГФ-ФГО)

o Иностранных языков технических факультетов (ИЯ ТФ)

o Истории и политологии (ИиП)

o Международных отношений и регионоведения (МОиР)

o Психологии и педагогики (ПиП)

o Русского языка (РЯз)

o Социальной работы и социальной антропологии (социальной работы и социальной антропологии)

o Социально-массовых коммуникаций (СМК)

o Социологии (социологии)

o Теории и истории культуры (ТИК)

o Филологии (Филологии)

o Философии (Философии)

В состав факультета входят 12 кафедр, 7 из них – выпускающие.

Декан: д.филос.н. профессор Ромм Марк Валериевич

Зам. Декана: 6 чел.

Инспекторы по работе со студентами: 3 чел. + 2 чел. (заочное отделение)

Расположение: VI корпус

Количество сотрудников: ок. 250

Применение методов характеристики организационной культуры по Харрису и Морану для ФГО

1.ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И СВОЕГО МЕСТА В ОРГАНИЗАЦИИ. В данном коллективе, в связи с официальным типом взаимоотношений, скорее, не принято делиться своими внутренними переживаниями, проблемами или, наоборот, какими-то положительными моментами и проявлять все эти эмоции внешне, возможно, т. к их деятельность связана с процессом обучения и контролируется государством (глобально). Каждый сотрудник отождествляет себя с определенной специальностью (кафедрой) и, в основном, общается с узким кругом людей, непосредственно связанных с ним сферой деятельности. Конечно, всех ещё и объединяет факультет, ВУЗ, но в первую очередь, осознания себя начинается с узкой направленности своих рабочих интересов.

2. КОММУНИКАТИВНАЯ СИСТЕМА И ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ. В данной группе все члены разного возраста от 22 до 70 лет, поэтому, у них на начальном этапе общения могут возникнуть проблемы и недопонимания, даже, несмотря на то, что их общения чаще является деловым (в стенах ВУЗа). Коллектив группы является динамичным, т.к появляются новые сотрудники - аспиранты, практиканты , увольняются старые (либо уходят в творческий отпуск на долгое время), также они могут подниматься и понижаться в должности.

Конечно, их профессиональная деятельность и работа в ВУЗе отражаются и в их речи –«университетский» язык и специфический язык, связанный со специальностью употребляются ими довольно часто, поэтому, можно говорить, что преподаватель с кафедры филологии не всегда поймет о чем говорит преподаватель с кафедры социально-массовых коммуникаций, если последний будет употреблять в своей речи PR-выражения.

4. ВНЕШНИЙ ВИД, ОДЕЖДА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ НА РАБОТЕ. Какого-то регламентированного дресс-кода в данной организации не существует, т.е каждый привык одеваться исходя из своего внутреннего представления о «рабочем» виде. К сожалению, многие сотрудники пользуются отсутствием прописанных правил о внешнем виде и предпочитают эпатировать своих коллег весьма неоднозначными нарядами. Но это – исключения, как правило, в основном, подавляющие большинство представителей данной группы предпочитают деловой, сдержанный, нейтральный стиль.

5. ЧТО И КАК ЕДЯТ ЛЮДИ, ПРИВЫЧКИ И ТРАДИЦИИ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ. В самом ВУЗЕ есть достаточное количество кафе и столовых, а в некоторых даже есть отдельные зоны для преподавательского состава и сотрудников. Однако, привычка поглощения пищи связана только с личными предпочтениями человека, кто-то может перекусывать на рабочем месте, кто-то предпочтет сходить в столовую – в данном случае нет какого-то коллективного действия в этом вопросе, каждый для себя эту проблему (голода) решает сам. Тем не менее, чай или кофе можно выпить на кафедре, например, но это уже относится к ритуалу единения, а не решением проблемы голода, т.к это дает возможность пообщаться с коллегами на насущные темы.

6. ОСОЗНАНИЕ ВРЕМЕНИ, ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. Рабочий день у сотрудников официально начинается с 8.30 и заканчивается в 19.00. Плюс время консультаций для каждого в отдельности, дополнительные часы и, наоборот, выходные дни. Для каждого существует свое личное рабочее. Расписание. Каких-то санкций и штрафов за опоздание и ранний уход с работу у них нет, опять-таки, это может быть связано с тем, что подобные вещи начальством просто не проверяются, а такие темы как опоздания и тому подобное попросту не обсуждаются ни с кем. Можно сказать, что данный вопрос находится к компетенции каждого работника и его мнению на этот счет. Использование времени можно, своре, назвать монохроническим для большинства и полихроническим для начальства – декана и замдеканов, т.к в связи с их деятельностью они должны решать много организационных вопросов.

7. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ. Внутренних конфликтов и несогласий обычный студент просто не может наблюдать, надо сказать, что по этому вопросу существуют только слухи. Надо сказать, что в рабочее время группа обсуждает, в основном, только рабочие вопросы и проблемы, связанные с ВУЗом. Что касается нерабочего времени, то время является личным и обсуждению и анализу не подлежит. Данный коллектив очень различено основным параметрам: возраст, ранг, профессионализм, опыт, знания, статус и т.п., что и является некоторым барьером в общении между ними.

8. ЦЕННОСТИ И НОРМЫ. Члены данной группы относятся к своей работе с ответственностью, что продиктовано желанием поддержания статуса ВУЗа (факультета, кафедры), так и личной выгодой – повышение своего статуса. Штат сотрудников обновляется, поэтому каждый должен не просто выполнять свои обязанности, но и проявлять инициативу, чтобы оставаться незаменимым для данной группы. Можно сказать, что личные достижения, совершенствование профессиональных навыков, не просто «поднимают» сотрудника по карьерной лестнице, но и позволяют надежно «закрепиться» в группе.

9. ВЕРА ВО ЧТО - ТО И ОТНОШЕНИЕ ИЛИ РАСППОЛОЖЕНИЕ К ЧЕМУ-ТО. Все сотрудники в целом работают не только на личное благо или на благо их факультета, ведь неслучайно в рамках ВУЗа существуют конкурсы и состязания между факультетами. Т.к ВУЗ оказывает образовательные услуги, думаю, каждый сотрудник верит, что работает на благо всего образовательного процесса страны (Новосибирска в частности), просвещая, таким образом, вновь поступивших студентов. А ФГО верит в ценность гуманитарного образования, способного дать наиболее полное представление о Мире и сущности человека в обществе.

10. ТРУДОВАЯ ЭТИКА И МОТИВИРОВАНИЕ. В данном коллективе, естественно, к работе подходят ответственно, т.к их готовый продукт –знания, которые должны быть полными, верными и основываться не только на теории, но и на практике. Выпуская достойных специалистов-гуманитариев, факультет обеспечивает себе известность, статус и положительный образ в целом для общества. Отношения между преподавательским составом и их подчиненными (студентами) должны быть в идеале деловыми, но позитивными, не выходящими за определенные рамки совместной учебной деятельности.

Наши рекомендации