Изучение социально-экономических проблем информатизации

Важное место в учебном курсе по социальной информатике занимает так называемая специализация — изложение проблем социальной информатики в соответствующих специальностям предметных областях: социологии, социальном управлении, социальной антропологии, политологии, психологии, экономике, социальной работе, журналистике, правовой сфере, социальном туризме и других.

Например, со студентами-экономистами изучаются следующие социально-экономические проблемы информатизации:

· постановка учеными и специалистами вопроса о необходимости создания новой экономической науки — информационной политэкономии, которая глубоко учитывала бы специфический характер информации и научных знаний как товара, предмета труда и неисчерпаемого ресурса развития общества[181].

Известно, что П.Г. Кузнецовым предложено в качестве универсальной меры затрат общественного труда использовать понятие "социальное время", введенное академиком В.Г. Афанасьевым. Эффективность любой технологии, рационализирующей производственный, социальный или информационный процесс, может быть выражена через универсальный показатель — общую экономию социального времени, достигаемую при использовании данной технологии.

Предполагается, что это позволит получать оценки, адекватно отражающие реальные экономические отношения и преодолеть монетаристский подход, использующийся в современной экономической теории как базовый. Использование денег для количественной оценки экономических процессов неэффективно, так как сами деньги подвержены существенным изменениям в зависимости от ряда факторов политического и конъюнктурного характера;

• проблема современной экономической теории, заключающаяся в том, что ее математический аппарат базируется, в основном, на теории линейных процессов, которая не пригодна для исследования нелинейных явлений, происходящих в области бифуркационных точек, характерных для критических ситуаций, что особенно актуально для современной России.

Таким образом, сегодня в области экономической науки ведется поиск надежной единицы измерения развития экономических процессов, удовлетворительной методологии, которая обеспечила бы возможность получения достоверных оценок при анализе нелинейных экономических процессов в условиях кризисных ситуаций;

• глубинные изменения механизмов мировой экономики, проявляющиеся в следующем:

— производство и потребление товаров и услуг, в том числе информационных, осуществляется, минуя национальные границы. Мировой рынок перестает быть совокупностью национальных рынков, выступая как единое целое;

— процесс глобализации происходит в рамках мирового экономического пространства с использованием наднациональных организационных структур, определяющих стратегии делового развития.

Как следствие этих изменений, произошли кардинальные перемены и в самих информационных технологиях.

Развитые страны стоят на пороге "компьютерной эры", в которой бумажные деньги заменяются на электронные, формируется новая инфраструктура, интеллектуальное общество, в котором информация — сырье для процесса принятия решений. На этапе становления информационного общества самая крупная проблема — это развитие информационной экономики, так как в обществе, которое будет ориентировано преимущественно на производство и использование знаний, должны действовать иные, пока еще не известные нам законы. Ведущее место здесь занимают телекоммуникационные системы;

• услуги, предоставляемые информационными технологиями для поддержки бизнеса. Возможные варианты этих услуг, рассмотрение которых актуально для российского бизнеса, характеризует опрос, проведенный в 1991 г. среди 16 крупных многонациональных компаний[182]. В них информационные технологии используются в целях:

доступа к внешним и внутренним БД в режиме on-line для получения различной научной и технической информации;

применения экспертных систем для диагностики, управления и принятия решений;

передачи данных по электронной почте;

формирования электронных бюллетеней;

проведения телеконференций;

компьютерного обучения, включая интерактивное видео для тренинга персонала и инструктаж, записанный на видео пленке;

индексирования и хранения документов.

Современный бизнес заставляет пересмотреть традиционный ответ на вопрос: "В чем цель информационных технологий?" Прежний ответ — для повышения производительности труда, экономии финансов, подготовки более обоснованных решений — относится к способам достижения тактических, краткосрочных преимуществ. Стратегическая же цель информационных технологий — способствовать реакции менеджмента на динамику рынка, создавать, поддерживать и углублять конкурентное преимущество.

Наиболее перспективными для бизнеса технологиями сегодня являются: мультимедиа и обработка образов, электронная почта и технологии групповых решений, видеоконференции, обработка голоса и распознавание речи, электронная коммерция, искусственный интеллект — автоматизация делового знания, объектно-ориентированные технологии — программирование, анализ и дизайн, управление базами данных и т.д., а также массивный параллелизм;

• проблемы создания и распространения в России БД коммерческой, деловой и правовой информации. Здесь наиболее динамичными оказались негосударственные информационные фирмы различной формы собственности.

Таким образом, на повестке дня сегодня — разработка теоретических проблем информационной политэкономии и экономики, а также подготовка поколения экономистов с новым мышлением, способных эффективно работать в новых реалиях информационного общества.

Наши рекомендации