Методические указания по изучению темы

При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля.

Следует начать с определения и соотношения содержания понятий «социальная структура» и «социальная структура общества».

Установите факторы и критерии социальной дифференциации (расчленения) и социального неравенства как специфической формы социальной дифференциации, при которой индивиды, социальные группы, слои, классы занимают на разные позиции в социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Определите понятие «социальный статус и ранг», «реальный статус и социальный престиж» их применение в качестве критериев и факторов социальной дифференциации. Дайте общую характеристику статусов, статусной идентификации и статусной диспозиции, социальной дистанции и обратите внимание на процессы выравнивания статусов, статусного несоответствия.

Перейдите к рассмотрению понятий «группа, статусная группа и социально-групповая структура» в социологии. Рассмотрите проблему выделения реальных и номинальных групп в социологии. Сравните критерии выделения, признаки групп: малых, первичных, вторичных, формальных и неформальных, референтных, внешних и внутренних, маргинальных.

Следующий блок вопросов связан с процессами социальной стратификации общества. Необходимо рассмотреть понятие «стратификация» как социальную дифференциацию и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях и «стратификационная идентификация» в социологии. Используйте концепции стратификации П.Сорокина и М. Вебера в качестве методологических оснований стратификационного анализа.

Рассмотрите основные виды и критерии стратификации: одномерная, многомерная, индивидуальная, групповая, экономическая, политическая, профессиональная.

Определите критерии выделения страт, их количественное соотношение и конструирование стратификационной модели современного российского общества.

Обратите внимание на проблему определения структуры и объема «среднего класса (средних слоев)», факторы и тенденции изменения в структуре «старого (традиционного)» и «нового» среднего класса.

Рассматривая проблемы классового анализа общества, обратитесь к основным положениям классовыхтеорий К.Маркса, М. Вебера, У. Уорнера, Э. Райта. Определите критерии классовой дифференциации и классовой структура общества на основе рассмотренных концепций.

Подготовьтесь к групповому дискуссионному обсуждению проблемы соотношения классовой стратификационной структуры российского общества.

Установите содержание понятия «социальная общность». Рассмотрите социальные общности: целевые, профессиональные, массовые, религиозные, социально-территориальные (территориальные). Факторы и социальные последствия социально-территориального неравенства.

Рассмотрите факторы формирования и признаки этноса (этническая и этнографическая общность), нации, народности, диаспоры.

Определите содержание этнических процессов и их социальные последствия: этнической идентификации, этнической миксации и аккомодации, аккультурации, ассимиляции (добровольной и насильственной), билингвизма, мультикультурализма, этноцентризма, ксенофобии, геноцида.

Обращаясь к проблемам изменений социальной структуры общества необходимо определить содержание, факторы, виды и социальные последствия социальной мобильности маргинализации и аномии, миграции как социальных процессов.

Литература

Основная: [139, гл. 21, 22, 23, 24, с. 504-566]; [187, Раздел 4, с. 222, с. 227, с. 235]; [27]; [69]; [84]; [47]; [89]; [7]; [174]; [176]; [16]; [172]; [173]; [182]; [2]; [51]; [193]; [80]; [128]; [175]; [19].

Дополнительная: [226, с. 13-70]; [235, с. 185-192].

Электронные ресурсы: [281]; [282]; [286]; [293]; [294]; [295].

Вопросы для самоконтроля.

1. Соотнесите понятия «социальная структура и социальная структура общества».

2. Социальная дифференциация и социальное неравенство: понятие, формы, факторы.

3. Социальный статус как критерий и фактор социальной дифференциации.

4. Общая характеристика, измеряемые показатели статусов: прирожденный, приписываемый, предписанный (аскриптивый), достигнутый, экономический, социально-экономический (главный), обобщенный, маргинальный, личный.

5. Реальный статус и социальный престиж. Определение «статусного набора».

6. Измерение статусных различий: социальная дистанция, статусная идентификация и диспозиция, выравнивание статусов, статусное несоответствие и несовместимость.

7. Понятие «группа» и проблема выделения групп в социологии: реальные и номинальные группы.

8. Типология групп: малые, первичные, вторичные, ранговые, статусные, формальные и неформальные, референтные, внешние и внутренние, маргинальные.

9. Понятие «стратификация» и «стратификационная идентификация» в социологии.

10. Концепция стратификации П.Сорокина: экономическая, политическая и профессиональная стратификация, флуктуация.

11. Концепция стратификации М. Вебера: критерии дифференциации и неравенства.

12. Измерение, основные виды и критерии стратификации: одномерная, многомерная, индивидуальная групповой, экономическая, политическая, профессиональная.

13. Стратификационная модель современного российского общества: элиты, субэлиты, средние страты, «базовый слой», «социальное дно».

14. Проблема определения структуры и объема «среднего класса».

15. Понятие «социального класса». Классовая дифференциация и классовая структура общества.

16. Классовыетеории К. Маркса, М. Вебера, У. Уорнера, Э. Райта.

17. Проблема классового анализа современного общества (концепция П. Бурдье).

18. Социальные общности: целевые, профессиональные, массовые, религиозные, социально-территориальные (территориальные).

19. Этническая общность (этнос): суперэтнос, нация, народность, этническая группа, диаспора.

20. Этнические процессы и их социальные последствия: этническая миксация, этническая идентификация, аккомодации, аккультурации, ассимиляции (добровольная и насильственная ассимиляция), билингвизм, мультикультурализм, этноцентризм, ксенофобия, расовая и национальная нетерпимость, геноцид.

21. Содержание, факторы и социальные последствия маргинализации и аномии.

22. Факторы, виды социальной мобильности, тенденции изменений в российском обществе.

23. Миграция как социальный процесс: факторы, виды, социальные последствия.

Наши рекомендации