Общество как социальная система.

Социальная система – это сложно упорядоченное и сложно организованное целое, включающее отдельных индивидов и соц-ые общности, объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями.

Основной связующий элемент социальной системы – человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др.

Cуществует много различных значений термина “общество”, в том числе и в социологии. В отечественной науке сложились несколько подходов к пониманию того, что такое общество.

В узком смысле под обществом понимают:

- определённую группу людей объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.

- конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

- сложно организованную систему взаимодействия людей, имеющую свою структуру и институты.

В более широком смысле общество это:

- обособившаяся от природы но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидов, обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

- динамичная, саморазвивающаяся система, которая, серьёзно изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определённость

Наиболее полный список необходимых и достаточных условий, которым должно соответствовать всякое социальное объединение, претендующее именоваться обществом, дал известный американский социолог Э. Шилз:

- объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества)

- браки заключаются между представителями данного объединения

- оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями

- объединение имеет территорию, которую считает своей собственной

- у него есть название и своя история

- оно обладает собственной системой управления

- объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида

- его объединяет общая система ценностей, которую называют культурой

Общество – система, так как это – совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующая единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Эта система социальная, так как связанна с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями.

По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на экономическую, духовную и т.д. подсистемы, называемые социальными системами. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и т.д. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Таким образом существуют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие системы.

Социальные изменения.

Социальные изменения – одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественной экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

В социологии с начала её возникновения выделяется и исследуется, как правило, два типа социальных изменений:

1) эволюционные - совершаемые без насилия

2) революционные – при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок

Эволюционный подход берёт своё начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания.

Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнение, усиление его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту индивидов к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведёт к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

К. Маркс определяющим фактором считал производственные силы общества, рост которых ведёт к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественной экономической формации. С одной стороны, производственные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречия с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих.

М. Вебер движущую силу социальных изменений видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создаёт определённые социальные структуры, облегчающие общественное развитие или затрудняющие его.

Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимание разнообразных причин, определяющих развитие общества. В тоже время они не могли объяснить кризисов, попятных движений и распада общественных структур. Ограниченность этих теорий в 20 веке преодолелась путём поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития(О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса.

В теории циклического развития эволюция общества рассматривалась как своеобразный замкнутый цикл подъёма, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая таким образом свою стабильность.

Теория социального изменения по Т. Парсонсу строится на основе мыслительной модели структур общества и его изменения по принципу кибернетической иерархии различных систем-организмов и личностей как ступеней растущей степени сложности. По Парсонсу действительно глубокими изменениями являются те, что затрагивают культурную систему. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе.

Наши рекомендации