Тезис пятый. Фрагментация модерна, мультикультурализация

Плюральность культуры, культурных стандартов, кризис <легитимации> - все это признаки постмодерна, которыми характеризуется не только культура, но и социальный порядок в целом. В этом плане интерес представляет концептуализация постмодерна, предложенная американским социологом Джонатаном Фридманом, очень схожая в содержательном отношении с алармистско-критическими тезисами Ф. Ферраротти.

По Фридману, постмодерн связан и является оборотной стороной кризиса модерна,. Это фрагментация модерна, утрата им формы единого исторического процесса, мультикультурализация, утрата порядка. Беспорядок предстает как системная фрагментация ряда параллельных процессов, характеризующих, с одной стороны, уходящий модерн, а с другой - постмодерн. Фридман предлагает следующие оппозиции модерна и постмодерна:

Модерн; Постмодерн^

Научное познание; Несопоставимые между собой культурные образования.

Универсальная идентичность; Мультикультурная идентичность.

Политическая и экономическая гегемония Запада; Центробежная политика.

Целостное <эго> модерна; Нарцисстическое разложение.

Господствующей культурной формой постмодерна является постмодернизм. Он противостоит научному знанию и господству рациональности. Постмодернизм - главным образом интеллектуальная идентичность, которая определяет себя как про-

^См.: Friedmann J. Order and Disorder in Global Systems: A Sketch // Social research. - N. Y., 1993. - Vol. 60, N 2. P. 205 - 234.

тивоположность рационально-научному корню модернизма и ищет новый смысл в либидо и традиционных культурах. В постмодернизме отсутствует критерий различения и оценки, присущий модернизму, классифицирующий утверждения с точки зрения истины.

Постмодерн как эпоха предстает у Фридмана как <эра усиливающегося беспорядка>, который имеет глобальную природу, но вместе с тем обладает систематическим, т. е. специфическим и предсказуемым характером. Этот беспорядок связан с разложением универсалистских, основывающихся на разуме структур модерна, в результате чего усиливается интеграция объединений более низкого порядка, возникают новые структуры и политические союзы, и, соответственно, - новые конфликты.

Центробежные тенденции современного социального мира увязываются постмодернистской социологией с кризисом идеала всеобщего прогресса, имеющего глобальный и необходимый характер, и отходом от соответствующей политики. Этот кризис выразился в распаде единства господствующей социальной формы, иерархии идентичностей. Произошел поворот от политики, направленной на формирование национально-государственной идентичности, к политике культурной идентичности, связанной с процессом размножения <новых> идентичностей, процессом мультикультурализации. Центральным моментом указанного процесса, по мнению Дж. Фридмана, является этнификация идентичности. Речь идет о возникновении социальной идентичности, которая основывается на специфической конфигурации сознания, базирующейся на истории, языке, расе. Все это - социально-конструируемые реальности, однако признание их конструируемого характера не означает, по мнению Фридмана, что они ложны или идеологичны. Более того, он считает, что опасно и неразумно отрицать аутентичность этнокультурной идентичности как значимого социального феномена.

Нации распались на множество этнических и культурных образований. Дж. Фридман выделяет следующие типы новых идентичностей, являющихся новой основой группообразования: этнический тип, националистический, религиознофундаменталистский и локальный. Этот процесс имеет

местный, глобальный характер. Субнационализм; этнические и локальные движения; конфликты и локальные войны; образование общин, основанных на локальных характеристиках, обладающих собственным культурным самосознанием и стремящихся к автономии от национально-государственных центров; резкое усиление фундаменталистских религиозных движений и как результат - ослабление и трансформация национальногосударственного принципа, составляющего один из компонентов проекта модерна и мирового социального и политического порядка, основанного на нем. Эта трансформация глобального порядка ведет к возникновению глобальных экономических и политических классов и широкому обнищанию и миграции больших групп населения.

Культурная этнификация представляет собой глобальный процесс, создаваемый множеством культурных идеологий, которые быстро распространяются по всему миру и способствуют активной политизации культурных идентичностей среди иммигрантских меньшинств, субнациональных регионов и местного населения. Речь идет об утрате гегемонии, дезинтеграции предлагаемой универсалистской модели идентичности модерна и глобальном размножении локальных идентичностей. Закат гегемонии центра принимает форму усиливающегося мультинационализма, а этническая консолидация влечет за собой формирование новых элит. Возникает новый социальный порядок глобального уровня. Постмодерн чреват возможными анархическими тенденциями, и в рамках глобальной системы они вполне предсказуемы. Эта предсказуемость, как считает Фридман, и позволяет говорить о <новом порядке>, именуемом постмодерном.

Общие характеристики постмодернистского дискурса в социологии

Подводя итог анализу постмодернистской социологии, попытаемся выделить те ее черты, которые позволяют говорить о ней как об определенном целостном и своеобразном явлении в рамках социологических теорий общества XX в.

Постмодернистская социология определяет постмодерн как

<конец познания>, <индивида>, <этики>, как конец <социального>, конец <истории>. Она рассматривает современные социально-исторические изменения преимущественно в эпистемологических терминах, указывает на контекстуальность требований к истине и воспринимает их как <локальные> и <исторические>, как утратившие универсализм.

Постмодернизм рассматривает структуру самости как нечто размытое и расчлененное: с одной стороны - как фрагментированное опытом, а с другой - беспомощностью, которую индивиды испытывают перед лицом глобализирующих тенденций социальной и культурной жизни. Ежедневная жизнь формируется как результат вторжения символических систем, массовой культуры, конституирующих мир в моделях и символах, которые делают его абсолютно искусственным. Уже никто не апеллирует к <реальному> объекту, поскольку не делается различия между представлениями об объектах и самими объектами, в мире доминируют искусственные модели. Отношение с миром трансформируется фундаментальным образом, и именно потеря связи с реальным миром вызывает ощущение <пустоты> и <бессмысленности> жизни.

Постмодернистская социология делает упор на анализ центробежных тенденций в актуальных социальных трансформациях и подчеркивает их повсеместную распространенность. Контекстуальность и распыленность современной социальной жизни постмодернизм рассматривает в качестве препятствия на пути к координированному политическому действию и социальному единству.

Необходимо указать на одно очень важное в социологотеоретическом плане обстоятельство. Рассмотренные концепции постмодерна не дают ответа на ключевой, на наш взгляд, теоретический вопрос о том, существует ли постмодерн как принципиально новое состояние общества. Анализ предлагаемых концептуализаций свидетельствует о том, что практически никаких новаций ни в рамках ценностно-нормативной и идеологической подсистем, ни в рамках социального порядка постмодернистскими социологами не выявлено. Все эти явления уже были описаны в рамках критических теорий массового об-

щества, зафиксированы контркультурной критикой.

По нашему убеждению, плюрализм ценностей, культур, релятивизация критериев истинности в социальной и культурной сферах есть результат последовательной реализации принципов свободы, равенства и прав человека. В этом отношении следует, скорее, говорить о расцвете либеральной идеологии модерна, который естественным образом сопровождается упадком и ликвидацией любых претендующих на исключительность или тотализирующих культурных образований и социальных позиций, чем об ослаблении или исчезновении самих принципов модерна.

Так, можно говорить, что этот либеральный принцип равенства, провозглашенный модерном, работает и тогда, когда речь идет о разрушении старых национально-государственных территориальных образований и основанной на них старой геополитической системе. Испытывающая давление со стороны этнических и культурных образований система национальных государств испытывала это давление на протяжении всего XX в. Этнизация глобального мирового порядка может быть представлена как борьба за свободу и равенство в сфере этнополитических отношений, как борьба против системы государственно-политического доминирования определенных наций.

В силу этого нам представляется более правомерным подход, в соответствии с которым современность следует рассматривать не как наступление эпохи постмодерна, как это представляется постмодернистской социологии, а как особую стадию модерна, характеризующуюся дальнейшим углублением и реализацией либеральных принципов модерна. Верно зафиксировав целый ряд весьма существенных изменений в глобальном социальном порядке, в ценностно-нормативной и культурноэстетических сферах, постмодернистская социология сделала неправомерно широкое обобщение относительно современного состояния в целом.

Новые явления в некоторых сферах социальной жизни и в сфере культуры могут квалифицироваться, скорее, как смелое экспериментирование с принципами модерна. И только в этом смысле можно говорить о постмодернистских поисках и об

элементах постмодерна в нынешней социальной реальности.

Постмодернистские теории во всех своих вариантах существуют как новый вариант социально-критической или шире философской рефлексии современности. Едва ли можно сказать, что они преуспели в социологических описаниях современности и попытках вскрыть <природу постмодерна>: ведь даже в наиболее удачных, ярких, броских постмодернистских вариантах социального теоретизирования или эссеистики вариации на тему алармизма и критики превышают аналитическую составляющую.

Наши рекомендации