Модификация идей позитивизма в российской социологии
Идеи позитивизма пришли в Россию вскоре после их появления в европейском научном сообществе, благодаря Г. Н. Вырубову (1843—1913), который, окончив Московский университет, вскоре переехал во Францию. В 80—е гг. он возглавляет кафедру истории наук в Коллеж де Франс. Хотя Вырубов публиковался на французском языке в соавторстве с учеником Конта Э. Литтре (1801—1881), он основывает журнал «Позитивная философия. Обозрение» и редактирует его вплоть до закрытия в 1884 г. Именно он стал связующим звеном между французским позитивизмом и формировавшейся российской социологией.
Практически все начинающие российские социологи испытали влияние школы Вырубова, а де Роберти и Ковалевский стали пропагандистами объективной социологии в России.
Евгений Валентинович де Роберти (1843–1915) — русский социолог-позитивист, окончил Александровский лицей. Учился в Германии. В 1870-е годы сотрудничал в известном парижском журнале «Позитивная философия». В 1894–1907-е годы – профессор Брюссельского университета. В 1907–1915 – профессор социологии в Психоневрологическом институте в Петербурге.
Де Роберти был одним из тех русских социологов, кто стоял у ее истоков и прошел вместе с ней длинный путь — до завершения ее классического этапа. От других отечественных социологов-позитивистов его отличает то, что он отстаивал право философии на самостоятельное существование. Не разделяя контовского пафоса борьбы с «метафизикой», он подчеркивал важную роль философии, и, прежде всего, теории познания, в развитии социологии. Он внес существенный вклад в разработку психологических оснований социологического знания, при этом отвергал любые попытки слияния социологии с психологией или с биологией. Будучи в целом последователем Конта, он подвергал его теорию критике по ряду позиций: за агностицизм, за дуализм материи и духа, за чрезмерное увлечение эмпиризмом, за отождествление философской и научной мысли. Унаследовав у Конта широкий взгляд на общество, оценку роли умственных сил человека в социальной эволюции, Е. В. де Роберти выработал свое особое понимание общества, которое легло в основу его биосоциальной гипотезы.
Центральной темой социологических исследований де Роберти считал духовность в жизни общества: психические и нравственные стороны. Составленная им классификация наук основана на делении всех реально существующих явлений на неорганические, органические и надорганические.
Наиболее популярными идеи позитивизма в России стали после выхода двух книг П. Л. Лаврова (1823-1900): «Механическая теория мира» и «Очерки развития личности», написанных в духе методологии позитивизма. В 60-е годы появляются статьи о философии Конта в таких влиятельных журналах как — «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки».
Проникновение идей позитивизма в России не было простым заимствованием. Российских социологов привлекало в новом научном методе — синтез знаний в создании науки об обществе, опора на колоссальный и самый разнородный эмпирический материал в исследовании всеобщих социальных законов. Российская социология тесно переплеталась с социальной философией, рассматривалась как продолжение последней.
В 1861 г. начал издаваться «Энциклопедический словарь». В нем сообщались наиболее существенные сведения по всем отраслям знания и практической деятельности. П. Л. Лавров использовал положение главного редактора «Энциклопедического словаря» для распространения передовых идей и пропаганды естественнонаучных знаний. Он стремился соединить современную ему теоретическую мысль с практической жизнью. В предисловии к пятому тому «Словаря» говорилось, что редакция обращает наибольшее внимание на те стороны знания, которые могут иметь значение для общества. В силу своего положения — полковник русской армии и профессор Артиллерийской академии — Лавров вынужден был давать статьи без подписи или подписывать их псевдонимами. Так, вышедшая в 1861 г. в «Библиотеке для чтения» большая статья П. Л. Лаврова «Дарвин и его теория образования видов» была подписана псевдонимом.
В концепции Лаврова подлинными историческими деятелями оказываются «развитые, критически мыслящие личности» – прогрессивные и революционно настроенные представители образованного слоя общества. Эти личности определяют критерии прогресса, цели и идеалы общественного развития. Такой подход приводит к признанию решающей роли субъективного начала в истории.
Мечтая о социалистических преобразованиях в России, Лавров возлагал надежды на крестьянскую общину, на проникновение принципов коллективного труда и коллективной собственности в рабочие массы», верил в постепенное приобщение народа к активной общественной и политической жизни, в «народную инициативу.
Самое серьезное отличие русской социологии заключалась в своеобразной политической ангажированности. Социология на Западе формировалась как постреволюционный феномен. Она была ориентирована на упорядочение новых общественных отношений и потому принималась всеми слоями общества.
Пафос российской социологии выступал как радикальный социально-политический, революционный проект, предлагавший альтернативы политике властных структур. В правящих кругах «новая наука» была, естественно, — встречена довольно настороженно, поскольку рассматривалась в качестве критерия оппозиционного сознания.
Многие социологи в той или иной форме преследовались, были вынуждены публиковаться за границей. Длительное время в стране не было специальных исследовательских учреждений, кафедр, журналов. В силу неясности предмета социологии и кажущееся ее вторжение в чужие области, она довольно настороженно была встречена и в академической среде. Тем не менее, социология в России достаточно быстро развивается, нарастает количество публикаций, посвященных позитивизму в науке.
Максим Максимович Ковалевский (1887—1916) — выдающийся русский ученый, социолог. В 1880 защитил докторскую диссертацию «Общественный строй Англии в конце средних веков». В 1883–1887г.г. занимался историческими и этнографическими изысканиями на Кавказе, опубликовал ряд работ историко-этнографического характера: «Закон и обычай на Кавказе», «Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом» и др.).
С 1887 г. Ковалевский жил и работал за границей, читал курсы в университетах Англии, Бельгии, Швеции и др. стран. Наиболее значительные работы этого периода – «Происхождение современной демократии» (1895–1897) и «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (1898–1903).
В 1901 г. М. Ковалевский участвовал в основании Высшей русской школы общественных наук в Париже. С 1905г. преподавал в Петербургском университете, активно участвовал в российской общественно-политической жизни. С 1909 – один из издателей «Вестника Европы». В 1914 г. стал действительным членом Академии наук. Ковалевский был одним из основателей Московского психологического общества.
Критикуя марксизм как общефилософскую теорию, он в то же время высоко оценивал вклад К.Маркса, с которым поддерживал дружеские отношения, характеризуя его как «великого апостола новейшей социологии».
Важнейшим социологическим законом М.Ковалевский считал закон прогресса, действующий универсально и объективно: рост солидарности в обществе, процесс «очеловечевания» природы. Особое значение Ковалевский придавал такому «материальному» фактору прогресса, как неизбежный рост народонаселения.
Общественный прогресс реализуется преимущественно эволюционным путем — считал М.М. Ковалевский, а революции, как правило, опасны, ущербны и даже «патологичны». Классовые противоречия и классовая борьба, по Ковалевскому, свидетельствуют о «незрелости» системы общественных отношений. В своей теории общественного прогресса он придерживался принципа исторического детерминизма, полагая, что субъективные и случайные факторы не играют в истории решающей роли.
М. М. Ковалевского отличает универсальный подход к изучению общества. Благодаря энциклопедизму знаний он смог сделать многое не только в области теории, методологии и истории науки, но и в ряде смежных областей, связанных с изучением материальной и духовной культуры, общественного сознания, природы демократии, механизма государственной власти и истории социальных институтов.
В трудах М.Ковалевского исследуется состояние социально-политических явлений с эволюционно-генетическим анализом их причин на основе изучения исторических источников. Его труды по социологии: «Современные социологи» (1905); «Социология» (1910); «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (1906). Ковалевский был инициатором издания 5-томной антологии «Родоначальники позитивизма» (1910– 1913).
История человеческой цивилизации — это смена преобладающих в определениях природы истории различных социальных институтов, понимаемых им как общепринятые образцы поведения и привычек мышления. Спекулятивной метафизике и основанной на ней философии истории, Максим Ковалевский стремится противопоставить методы наблюдения, сравнительный, исторический методы.