Зарождение социологии как науки. Выдающиеся

ВВЕДЕНИЕ

Любая научная дисциплина имеет свою историю. Знание такой ис­тории необходимо всем, кто приступает к изучению той или иной нау­ки. История показывает движение мысли, описывает научные дискус­сии, в которых зарождались идеи, становящиеся позднее парадигмой науки.

Социология как новое, совершенно самостоятельное направление научной мысли — это интеллектуальный продукт XIX века. Одновре­менно можно утверждать, что она была результатом мощного кризиса западноевропейского социума, обозначившего его переход от тради­ционного общества к индустриальному. Не случайно отец-основатель социологии Огюст Конт был одним из первых обществоведов, настой­чиво употреблявшим этот термин «индустриальное общество».

Социо­логия как особая научная дисциплина с таким названием возникла сначала во Франции, а затем, вполне независимо, в Германии и Аме­рике. В этих трех странах она развивалась особенно бурно. Можно обозначить период между 1890 и 1930 годами, когда была продела­на большая часть работы по закладке ее теоретического фундамента. Значительная часть из того, что произошло с того времени в социоло­гии, было во многом углублением проработки и доведением до логи­ческого завершения интуитивных догадок великих авторов класси­ческого периода.

В то же время нельзя забывать о том теоретическом фундаменте, который заложили предшественники социологии. Один из патриар­хов современной мировой социологии, Роберт Мертон, как-то сказал: «Социология — это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения».


1. СОЦИОЛОГИЯ ЗА РУБЕЖОМ.

Социальные философы

В течение двух с половиной тысяч лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первое и достаточно полное представление о строении обще­ства дали античные философы Платон и Аристотель. Многие класси­ки социологической мысли вошли в историю науки и как классики философии, так как социология (обществознание) зарождается и дол­гое время существует в качестве составной части философии — соци­альной философии. Поэтому первых «социологов» называют соци­альными философами.

Среди таких философов античности вы­деляют двух гигантов — Платона (427-347 до н. э.) и его ученика и по­следователя Аристотеля (384-322 до н. э.). Они, как и нынешние со­циологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практичес­кими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Первым в истории трудом по «общей социологии» справедливо считают «Го­сударство» Платона. Великий мыслитель разработал, по сути, основы первой в мире теории стратификации, согласно которой любое обще­ство делилось на три класса: высший, состоявший из мудрецов, управ­лявших государством; средний, включавший воинов, охранявших го­сударство от смуты и беспорядка; низший, куда входили ремесленники и крестьяне. Свой вариант теории стратификации предложил другой энциклопедический ум античности — Аристотель. У него опорой по­рядка выступал средний класс. Кроме него, общество включает в себя еще два класса — богатую плутократию и лишенный собственности пролетариат.

Еще в средневековье арабский мыслитель Ибн-Хальдун присталь­но изучал поведение больших социальных групп людей, составляя анатомию человеческого общества. Только через две тысячи лет пос­ле Платона и Аристотеля европейская научная мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе, прежде всего благодаря усили­ям Н. Макиавелли, Дж. Локка и Т. Гоббса, которые послужили непо­средственными предшественниками научного этапа социологии. Мно­гие европейские мыслители XVII-XIX веков, в том числе Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, задолго до официального рождения социологии писали о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов, поведении социальных типажей. В XVII-XVIII веках впер­вые появились термины, призванные сыграть решающую роль в фор­мировании социологии: общество, культура, цивилизация, классы, структура, функция и некоторые другие.

Зарождение социологии как науки. Выдающиеся

Мыслители XIX века.

Социология как наука родилась в середине XIX века. Возникновение в XIX веке опытной, эмпирической науки об обще­стве является не случайным, а имеет определенные гносеологические и социально-экономические предпосылки. XIX век — это век естество­знания, его идеалом является опытное, «позитивное» знание.

В XIX веке европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Выдающиеся социологи своего времени О. Конт и К. Маркс, заста­ли начальную стадию капитализма, а Э. Дюркгейм и М. Вебер, — развитую. Между этими стадиями существует качественная разница. Естественно, что первые и вторые описывали совершенно разные общества. Отсюда во многом проистекает и различие их взглядов.

Огюст Конт (1798-1857). Этого выдающегося французского мыслителя принято считать родоначальником социологии как науки: имен­но он в 1839 году явился создателем и самого термина «социология». Получив математическое и естественное образование, Конт считал, что наука об обществе должна стать не спекулятивным, а точным знани­ем, использующим методы естественных наук, отвергая туманные рас­суждения и домыслы. По Конту, социология — единственная наука, которая призвана открывать универсальные законы развития и функционирования об­щества, неотделимые от законов природы.

В своих взглядах Конт руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помо­щью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы.

Конт совершил поистине революционный переворот в науках об об­ществе, определив предмет и метод социологии. Конт преклонялся не только перед социологией, но и перед челове­ческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдель­ный индивид — почти ничто. Общество состоит не из отдельных инди­видов, а из социальных систем. Под обществом Контом подразумевалось все человечество или какая-то его часть, связанная консенсусом (все­общим согласием). Посредствующим звеном между индивидом и об­ществом выступает семья, и семейная связь имеет совсем иную при­роду, нежели социальная. Учение Конта состояло из двух частей —социальной статики, описывающей взаимоотношения между соци­альными институтами, и социальной динамики, раскрывающей законы и этапы изменения общества.

Конт сформулировал также основной закон общественного про­гресса, т. е. закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий, согласно которому стадии развития общества соответ­ствуют стадиям развития человеческого ума.

Карл Маркс (1818-1883). Имя этого знаменитого немецкого мыс­лителя и теоретика общественной науки известно миру, пожалуй, луч­ше других. Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества, нежели Конт. Если для Конта и Дюркгейма главное — стабилизация общества, то для Маркса — уничтожение такого общества и замена его новым, более справедливым. Многие считают, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи — за реформистский. Маркс — основоположник так назы­ваемой теории конфликта, он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории.

В отличие от Конта Маркс придавал негативным сторонам капита­лизма, а именно эксплуатации человека человеком, обнищанию масс, росту преступности, не относительное, а абсолютное значение. Он счи­тал, что нельзя устранить эти явления полностью или частично в рам­ках капитализма, так как он представляет собой такой же антагони­стический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм является непримиримым противоречием основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т. е. живет за его счет, присваивает неоплачи­ваемый труд.

Маркс пришел к выводу, что эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое обще­ство на бесклассовое. Наиболее важными в социологическом смысле работами Маркса считаются: «Манифест Коммунистической партии», «Капитал», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «К критике политической эко­номии. Предисловие» [1].

Герберт Спенсер (1820-1903). Этот выдающийся английский мыс­литель, создатель учения о социальной эволюции, внес наибольший вклад в развитие мировой социологии. Спенсера считают основателем школы органической аналогии (к которой неоднократно обращались и другие классики социологии, в частности Дюркгейм): он сравни­вал общества с биологическими организмами, а отдельные части об­щества (государство, церковь, образование и т. д.) — с частями ор­ганизма (сердцем, нервной системой и т. д.). Каждая часть несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно важную функцию.

Экономическая жизнь в обществе, утверждал Спенсер, подобна об­мену веществ в организме: правительство аналогично головному моз­гу, торговля выполняет функции, подобные кровообращению, и т. д. Изменения общества не могут происходить без изменения его частей и выполняемых ими функций: изменилась экономика — меняется социальная структура общества, поскольку возникают новые клас­сы, например, предприниматели и наемные рабочие [2]. Считается, что Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и фун­кции.

Основной закон социального развития, по Спенсеру, — закон выжи­вания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Правительство не долж­но вмешиваться, по мнению Спенсера, в процесс естественного отбо­ра, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться — такая позиция позднее получила название «социал-дарвинизм». Спен­сер был противником революции, считая ее болезнью социального организма.

Научное признание получила заложенная Спенсером теория соци­альной эволюции, в частности, его идея о том, что все общества последо­вательно развиваются: от простого состояния, когда все части взаимоза­меняемы, к сложному обществу с совершенно не схожими между собой элементами.

Спенсер способствовал введению в науку и широкому распростра­нению такого важного социологического понятия, как «социальный институт», выделив и описав его главные разновидности. Спенсер первым дал полномасштабное описа­ние сферы социологии, предвосхитил открытие некоторых положе­ний структурного функционализма, применил эволюционный под­ход к анализу социальных явлений.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Этот выдающийся мыслитель и уче­ный является основателем французской социологической школы. На начальных этапах своего научного творчества он во многом опирался на позитивистскую философию О. Конта, но пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии: натурализм — понимание законов общества по аналогии с законами природы и социологизм — утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами. В 1895 году в работе «Правила со­циологического метода» Дюркгейм — первый профессор социологии во Франции — сформулировал принципы социологии, ставшие хре­стоматийными.

Дюркгейм считал, что основной задачей социологии является изу­чение социальных фактов, под которыми он подразумевал независи­мую от индивидов реальность, обладающую «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная систе­ма) [3]. В социальной реальности Дюркгейм выделил три уровня:

♦ уровень структуры (физическое и материальное основание обще­ства, территория, население);

♦ уровень функционирования (социальные институты, нормы, пра­вила);

♦ уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов).

Центральной в научном творчестве Дюркгейма является проблема социальной солидарности. Он, как и Конт, считал, что общество по сво­ей природе основано на консенсусе. Конфликты не являются ни дви­жущей силой исторического развития, ни неизбежным признаком коллективной жизни, они — признак болезни или разлада в обществе. Дюркгейм отвергал идею Маркса о революции как единственно при­емлемом способе разрешения социальных конфликтов.

Макс Вебер (1864-1920). Этот известный социолог, соотечествен­ник Маркса, жил в одно время с Дюркгеймом. Тем не менее, взгляды их существенно различались. Дюркгейм и Маркс отдавали приоритет обществу. Маркс главным для прогресса считал экономические фак­торы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше все­го ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание — скорее метафора, нежели точное понятие.

Статистика и изучение мотивов человеческого поведения (кото­рые, по сути, игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм) — взаимодопол­няющие части социологического исследования. Таково ядро научного метода, который получил название «понимающей социологии». Вебер ис­ходил из того, что социология должна познавать те значения, которые поди придают своим действиям. Для этого и вводится термин Verstehen, который дословно переводится с немецкого как «понимание» и приоб­ретает в социологическом методе Вебера автономное значение.

Вебер сконструировал систему из четырех идеальных типов соци­ального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, тради­ционное, аффективное [4]. Вебер разработал практически все базисные теории, которые се­годня составляют фундамент социологии. Это учение о социальном действии и мотивации, общественном разделении труда, отчужде­нии, профессии как призвании. Это основы социологии религии, социологии города, социологии социального господства, экономиче­ской социологии и социологии труда. Это теория бюрократии, кон­цепция социальной стратификации и статусных групп, основы по­литологии и института власти, учение о социальной истории общества и рационализации, учение об эволюции капитализма и института собственности. Все достижения Вебера просто невозможно перечис­лить, настолько их много. Благодаря теоретическому вкладу Вебера, а также его коллег Тенниса и Зиммеля можно утверждать, что не­мецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Пер­вой мировой войны.

Наши рекомендации