Социальная работа является ценностно-ориентированной

Социальная работа является в большей степени практической дис­циплиной, чем, например, социология. «Социологическоезнание... су­ществует в большей степени как противоположность частным и обуслов­ленным интересами людей представлениям, полученным из практики» (Bourdieu, 1995:218). Это означает, что, занимаясь практической рабо­той, работник приобретает свой профессиональный интерес, который зак­лючается в улучшении жизненной ситуации пациента или уменьшении социальных проблем на уровне индивида или общества.

В центре внимания находятся проблемы, вызванные недостатком ре­сурсов (способностей) индивида, рассогласованностью отношений с дру­гими людьми или любыми другими социальными ситуациями.

Социальная работа является ценностно-ориентированной - student2.ru Этическое измерение в социальной работе является исключительно важным. Возвращаясь к различиям между социологией и социальной работой, мы можем увидеть, что последняя нацелена на действие и, сле­довательно, ценностно-ориентирована. Социология не является прак­тикой ни в каком смысле, а способом понимания общества (Berger, 1967). Научная объективность — это особая значимая структура, которую мы можем использовать (Berger and Kellner 1982:54). Однако, начав дей­ствовать, мы «отходим» от этой значимой структуры (там же, с.57-58). Действуя, социальный работник не может вынести свои личные ценнос­ти «за скобки». Социология исследует не только общество, но и отно­шения между человеком иобществом. Однако, как удачно показывает Роберте (Roberts, 1990), направив все свое внимание на общество и со­циальную среду, социология не имеет интереса в социальной работе. Исследуя литературу по социальной работе, он обнаруживает «почти полное игнорирование социологических теорий и концепций» (там же: 145). Подобная «прохладность» отношений между социологией и социальной работой объясняется различием интересов: «Очевидно, по мере того, как общественная наука становится менее американской и более вовлеченной в реальный мир, а социальная работа теряет свой психиатрический характер, возрастает потребность в сотрудничестве между двумя этими сферами для решения социальных проблем... Если социальную работу можно обвинить в действии без теоретического обоб­щения опыта, то социология виновна в теоретизировании без практи­ческих действий» (Kallen, Miller and Daniels, 1989). В Англии, по убеж­дению Дэвис (Davies, 1991:10) отношения между двумя этими науками осложнены тем, что социологи критикуют деятельность социальных ра­ботников, а последние должны действовать в силу своих профессио­нальных обязанностей.

Социальный работник не имеет возможности критически осмысли­вать или обдумывать ситуацию, так как он должен оказать конкретную помощь тем людям, с которыми сталкивается «лицом к лицу».

Главными ценностями, которые используются социальным работ­ником в работе с пациентом, являются две (Комптон и Галэуэй, 1984:68):

• пациент—это уникальный и своеобразный человек. Уважение че­ловеческой самоценности пациента занимает центральное положение в социальной работе;

• пациент свободен делать свой выбор. Огромную важность имеет право пациента самостоятельно принимать решения.


Наши рекомендации