VII1 УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Новикова С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие / С. С. Новикова, А. В. Соловьев. - М.: Академический проект, 2006. - 496с. -
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Добреньков В.И. Методы социологического исследования: Учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 768 с.
- Добреньков В.И.Социология:В 3ххтт.:Т3:Социальные институты и процессы/.-М.:ИНФРА-М,2000.-520с..
- Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования: Учеб.-метод.пособие / И. Н. Кузнецов. - М.: МарТ, 2005. - 144с.
- Основы социальной работы:Учебник/Под ред.П.Д. Павленка.-М.:ИНФРА-М,2003.-395с. Гр. МО
- Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс / Ж. Т. Тощенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. - 527с.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебное пособие / В. А. Ядов. - 7-ое изд. - М.: Добросвет, 2003. - 596 с.
Приложение 1
Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
Основными формами обучения студентов являются: аудиторные занятия, включающие лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, а также научно-исследовательская работа.
Тематический план и учебная программа соответствуют содержанию программы «Методика социологических исследований»дают представление об объеме и содержании учебного курса в целом.
Подготовка дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплины «Основы социальной медицины», наличием методических пособий и рекомендаций по всем видам занятий.
Студентам необходимо ознакомиться по возможности с большим количеством учебной и монографической литературой (основной и дополнительной), общий список которой приведен в разделе «Учебно-методическое обеспечение». Предлагаемый список рекомендуемой литературы не должен ограничивать студента в поиске ответа на тот или иной вопрос.
Лекционный курс необходимо сочетать с коллективной работой студентов на занятии. В аудиторных занятиях следует применять и индивидуальные задания студентов в форме сообщений, докладов, работы по понятийному аппарату.
Практические (семинарские) занятия со студентами состоят из следующих этапов:
1. проверка и уточнение усвоенных ранее знаний (с помощью вопросов для самоконтроля);
2. доклады и сообщения студентов;
3. обсуждение вопросов в аудитории;
4. промежуточное тестирование, предусмотренное тематическим планом и учения дисциплины;
5. подведение итогов занятия.
На лекционных и семинарских занятиях необходимо вырабатывать навыки и умения студентов по применению полученных знаний в конкретной жизненной ситуации, связанной с профессиональной деятельностью.
Самостоятельная работа студентов проводится вне аудиторных часов, включает в себя работу с литературой, информационными источниками, подготовку докладов и рефератов по выбранной теме.
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
В современном вузе классические формы обучения (лекции и практические занятия) становятся все менее популярными, переходят на периферию образовательного процесса, а на передний план выходят те формы учебно-познавательной деятельности, которые решают задачу формирования научно- профессиональной деятельности.
Под инновационными методами в высшем образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности.
Инновационные методы:
· Методы проблемного и проективного обучения;
· Исследовательские методы;
· Тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов;
· Деловые игры;
· Научно- поисковая и исследовательская работа;
· Различные виды сотворчества преподавателя и студента;
· Самостоятельная работа студентов.
· И другие методы.
Для преподавателей приоритетными становятся:
· Организация и управление самостоятельной работой студентов;
· Создание учебных пособий;
· Написание методических рекомендаций ;
· Подготовка дидактического материала для самообразования и контроля знаний студентов.
Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения. При этом использование модульно- кредитных и модульно- рейтинговых систем обучения и контроля знаний, как правило, также способствует развитию самостоятельности и ответственности будущих специалистов.
Приложение 2