VII1 УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Новикова С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие / С. С. Новикова, А. В. Соловьев. - М.: Академический проект, 2006. - 496с. -

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Добреньков В.И. Методы социологического исследования: Учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 768 с.
  2. Добреньков В.И.Социология:В 3ххтт.:Т3:Социальные институты и процессы/.-М.:ИНФРА-М,2000.-520с..
  3. Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования: Учеб.-метод.пособие / И. Н. Кузнецов. - М.: МарТ, 2005. - 144с.
  4. Основы социальной работы:Учебник/Под ред.П.Д. Павленка.-М.:ИНФРА-М,2003.-395с. Гр. МО
  5. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс / Ж. Т. Тощенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. - 527с.
  6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебное пособие / В. А. Ядов. - 7-ое изд. - М.: Добросвет, 2003. - 596 с.

Приложение 1

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

Основными формами обучения студентов являются: аудиторные занятия, включающие лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, а также научно-исследовательская работа.

Тематический план и учебная программа соответствуют содержанию программы «Методика социологических исследований»дают представление об объеме и содержании учебного курса в целом.

Подготовка дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплины «Основы социальной медицины», наличием методических пособий и рекомендаций по всем видам занятий.

Студентам необходимо ознакомиться по возможности с большим количеством учебной и монографической литературой (основной и дополнительной), общий список которой приведен в разделе «Учебно-методическое обеспечение». Предлагаемый список рекомендуемой литературы не должен ограничивать студента в поиске ответа на тот или иной вопрос.

Лекционный курс необходимо сочетать с коллективной работой студентов на занятии. В аудиторных занятиях следует применять и индивидуальные задания студентов в форме сообщений, докладов, работы по понятийному аппарату.

Практические (семинарские) занятия со студентами состоят из следующих этапов:

1. проверка и уточнение усвоенных ранее знаний (с помощью вопросов для самоконтроля);

2. доклады и сообщения студентов;

3. обсуждение вопросов в аудитории;

4. промежуточное тестирование, предусмотренное тематическим планом и учения дисциплины;

5. подведение итогов занятия.

На лекционных и семинарских занятиях необходимо вырабатывать навыки и умения студентов по применению полученных знаний в конкретной жизненной ситуации, связанной с профессиональной деятельностью.

Самостоятельная работа студентов проводится вне аудиторных часов, включает в себя работу с литературой, информационными источниками, подготовку докладов и рефератов по выбранной теме.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

В современном вузе классические формы обучения (лекции и практические занятия) становятся все менее популярными, переходят на периферию образовательного процесса, а на передний план выходят те формы учебно-познавательной деятельности, которые решают задачу формирования научно- профессиональной деятельности.

Под инновационными методами в высшем образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности.

Инновационные методы:

· Методы проблемного и проективного обучения;

· Исследовательские методы;

· Тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов;

· Деловые игры;

· Научно- поисковая и исследовательская работа;

· Различные виды сотворчества преподавателя и студента;

· Самостоятельная работа студентов.

· И другие методы.

Для преподавателей приоритетными становятся:

· Организация и управление самостоятельной работой студентов;

· Создание учебных пособий;

· Написание методических рекомендаций ;

· Подготовка дидактического материала для самообразования и контроля знаний студентов.

Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения. При этом использование модульно- кредитных и модульно- рейтинговых систем обучения и контроля знаний, как правило, также способствует развитию самостоятельности и ответственности будущих специалистов.

Приложение 2

Наши рекомендации