Тема 6. Социология культуры

Вопросы

1. Что такое культура? Как определяет культуру социология?

2. Какие элементы включает в себя культура?

3. Каковы особенности социологического анализа культуры?

4. Какие подходы к исследованию культуры существуют в социологии? Назовите их достоинства и недостатки.

5. Подумайте, какие подходы к исследованию культуры дополняют друг друга, какие из них сочетаются, а какие нет.

6. Что свидетельствует о том, что культура – это нормативное явление? Дайте определение социальной нормы.

7. Какие социальные нормы можно выделить в структуре культуры? Проследите, как они между собой взаимосвязаны.

8. Подумайте, какие социальные нормы свойственны как индивидуальным, так и коллективным действиям людей, а какие характеризуют преимущественно групповое поведение.

9. Назовите и охарактеризуйте формы культуры. По каким критериям они выделены?

10. В каких функциях реализуется роль культуры в жизни общества? Как проявляет себя каждая из этих функций?

Тесты

1. Подберите понятие к определению: «Совокупность ценностей (духовных и материальных), а также живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению»:

1) семья;

2) общество;

3) культура;

4) класс.

2. Развитие творческого потенциала человека определяет следующие функции культуры:

1) нормативно-регулирующую;

2) коммуникативную;

3) информационную;

4) гуманистическую.

3. Культура определяется как качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности в рамках следующего подхода:

1) предметного;

2) игрового;

3) деятельностного;

4) субъектного.

4. Какой из подходов не входит в социологический анализ культуры:

1) ценностный;

2) диалоговый;

3) текстовый;

4) динамический.

5. Непрерывный процесс развития культуры от простого к сложному

называется:

1) культурным взаимодействием;

2) культурной революцией;

3) культурной реформой;

4) культурной эволюцией.

6. Ценности определяются как:

1) традиционно установившийся порядок поведения;

2) общие шаблоны, регулирующие поведение людей в определённом

направлении;

3) общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек

должен стремиться;

4) установившиеся схемы поведения в определённых ситуациях.

7. Какая культура трудна для понимания неподготовленного человека и на десятилетие опережает уровень восприятия средне-образованного человека:

1) народная;

2) элитарная;

3) массовая;

4) доминирующая.

8. Время появления массовой культуры:

1) начало ХХ в.;

2) середина ХХ в.;

3) конец ХХ в.;

4) начало ХХI в.

9. Для массовой культуры как социального явления характерно:

1) оперативная реакция на любое новое событие;

2) преобладание компенсаторных, психотерапевтических функций;

3) тиражирование культурно-развлекательных популярных образцов;

4) общность эмоционального восприятия явлений культуры.

10. Предписания о том, как надо вести себя в обществе, называются:

1) совестью;

2) табу;

3) социальными нормами;

4) санкциями.

Задания

1. Сопоставьте функцию культуры и её описание:

1. Информационная А. Средство социального контроля за

поведением человека

2. Гуманистическая Б. Средство познания и самопознания

человека, социальной группы, общества

3. Гносеологическая В. Трансляция социального опыта,

обеспечивающая связь времен

4. Коммуникационная Г. Задает систему «жизненных

ценностей»

5. Аксиологическая Д. Развитие творческого потенциала

человека во всех формах жизнедеятельности

6. Регулирующая Е. Функция социального общения

2. Приведите 3 – 5 примеров следующих понятий:

ценности, нормы, привычки, манеры, традиции и обычаи.

3. Сделайте анализ проблемы адаптации личности к другой культурной среде в рамках деятельностного, ценностного и предметного подходов к изучению культуры.

Тема 7. Социология молодежи

Вопросы

1. Какие черты свойственны молодёжи как социально-демографической группе?

2. Раскройте особенности положения молодёжи в социальной структуре общества. Какие социальные функции выполняет молодёжь?

3. Охарактеризуйте положение молодёжи в политической системе

общества.

4. Какие молодёжные организации и объединения существуют в Республике Беларусь?

5. Что характерно для экономического положения молодёжи в условиях рыночной экономики?

6. Что входит в понятие молодёжной субкультуры? Какие черты и свойства отличают отечественную молодёжную субкультуру?

7. Расскажите об особенностях социализации современного поколения молодых людей. В чём заключается основное противоречие процесса социализации молодёжи?

8. Что включает в себя понятие государственной молодёжной политики? Какие тенденции свойственны государственной молодёжной политике в Республике Беларусь?

Тесты

1. К какой из нижеперечисленных социальных групп можно отнести молодежь:

1) социально-политической;

2) социально-профессиональной;

3) социально-демографической;

4) социально-культурной.

2. Отрасль социологии, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности ее социализации и воспитания, называется:

1) молодёжная социология;

2) юношеская социология;

3) социология молодёжи;

4) социология юности.

3. Какие возрастные границы молодёжи выделяют современные социологи?

1) 12 – 25 лет;

2) 14 – 28 лет;

3) 16 – 30 лет;

4) 18 – 29 лет.

4. Сколько основных групп выделяется при дифференциации молодых людей по возрасту:

1) 3;

2) 4;

3) 5;

4) 6.

5. Какая функция не является основной функцией молодёжи:

1) воспроизводственная;

2) инновационная;

3) познавательная;

4) трансляционная.

6. Основными направлениями исследования социологии молодёжи является изучение места и роли молодёжи:

1) в политической и культурной жизни общества;

2) в экономической и политической жизни общества;

3) в культурной и экономической жизни общества;

4) в политической, экономической и культурной жизни общества.

7. Какое понятие обозначает особую форму организации молодёжи, представляющую собой автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющую стиль жизни и мышления её носителей:

1) молодёжный инфантилизм;

2) молодёжная субкультура;

3) поп-арт;

4) контркультура.

8. Понятие, характеризующее разрыв между биологическим и социокультурным взрослением молодёжи:

1) необихевиоризм;

2) субкультуризм;

3) социальный инфантилизм;

4) контркультуризм.

9. Как называется молодёжная субкультура, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением традиционной культуры:

1) профессиональная культура;

2) контркультура;

3) конформизм;

4) поп-культура.

10. Особое направление в деятельности государства, целью которого является создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, называется:

1) государственная поддержка;

2) государственная молодёжная политика;

3) государственная забота;

4) государственная программа.

Задания

1. По мнению некоторых исследователей, каждое последующее поколение хуже предыдущего.

Согласны ли вы с данной точкой зрения? Ответ обоснуйте.

2. Напишите эссе на тему «Проблема отцов и детей в современном обществе».

Тема 8. Социология труда

Вопросы

1. Что изучает социология труда? Чем отличаются друг от друга функциональный и социологический аспекты трудовых отношений?

2. Раскройте содержание основных научных категорий, используемых в социологии труда.

3. Расскажите о становлении и развитии социологии труда. Какие социологические концепции возникли в рамках социологии труда в ХХ в.?

4. Что такое профессия? Какие существуют типы и классы профессий?

5. Какие социальные проблемы помогает решать профессиональная ориентация? В каких направлениях она должна проводиться?

6. Назовите функции профессии инженера. В чём заключаются особенности инженерной деятельности?

7. Каким может быть отношение работника к труду и в чём оно

проявляется?

8. Какова цель изучения отношения к труду?

9. Какие факторы влияют на формирование отношения к труду? В каком направлении они могут воздействовать на работника?

10. Расскажите о системе стимулирования трудовой деятельности.

Тесты

1. Социология труда как отрасль социологического знания возникла:

1) в начале ХIХ в.;

2) в середине ХIХ в.;

3) в конце ХIХ в.;

4) в начале ХХ в.

2. Анализ процессов трудовой деятельности и отношений, возникающих между включёнными в трудовой процесс людьми, является:

1) объектом социологии труда;

2) предметом социологии труда;

3) методом социологии труда;

4) функцией социологии труда.

3. Субъектами труда могут быть:

1) человек;

2) человек и животные, которые могут совершать работу;

3) человек и орудия труда (машины, станки, механизмы);

4) человек, животные, которые могут совершать работу, и орудия труда.

4. Труд подразделяется на простой и сложный в зависимости от:

1) условий;

2) характера;

3) содержательности;

4) содержания.

5. Совокупность физических и химических воздействий производственной среды, которые человек испытывает на работе, называется:

1) характером труда;

2) содержанием труда;

3) условиями труда;

4) содержательностью труда.

6. Доктрина «человеческих отношений» была разработана:

1) Ф. Тейлором;

2) Ф. Херцбергом;

3) Э. Мэйо;

4) Г. Фордом.

7. Д. Макгрегор был автором:

1) концепции экономического человека;

2) теории обогащения труда;

3) теории трудовых конфликтов;

4) теории стилей управления.

8. Какой признак включает в себя понятие «профессия»:

1) постоянство данного занятия для работника;

2) способности к изучению профильных дисциплин;

3) интерес к трудовой деятельности;

4) успешность выполнения данной деятельности.

9. Какой из перечисленных типов не входит в классификацию профессий Е. А. Климова:

1) человек – человек;

2) человек – природа;

3) человек – машина;

4) человек – знаковая система.

10. Система мер экономического, организационного и нравственно-психологического воздействия на работника называется:

1) стимулированием;

2) мотивацией;

3) социальной активностью;

4) нормами поведения.

Задания

1. Каждой профессии соответствует свой кодекс ценностей и норм. Сформулируйте кодекс профессий: инженер, юрист, врач, учитель.

2. Опишите конкретные управленческие ситуации найма на работу и увольнения работника.

3. Проанализируйте конкретный механизм стимулирования трудовой

деятельности.

5. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ

1. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной общественной науки.

2. Классический этап развития социологии (XIX – начало XX вв.)

3. Ведущие направления мировой социологической мысли ХХ в.

4. Проблемы развития и перспективы отечественной социологии.

5. Объект и предмет современной социологии. Особенности социальных

законов.

6. Структура современной социологической науки.

7. Место социологии в системе научного знания.

8. Функции социологии. Значение социологической науки в формировании профессиональной компетентности будущих инженеров.

9. Формы реализации прогностической функции социологии. Государственные программы по социально-экономическому развитию Республики Беларусь

до 2010 г.

10. Социологическое исследование: назначение, содержание, этапы.

11. Классификация видов социологических исследования.

12. Социологический опрос и его основные разновидности.

13. Анкетный опрос: методика и процедура проведения.

14. Программа социологического исследования.

15. Методика, техника и процедура социологического исследования.

16. Общество и его основные характеристики как целостной социальной

системы.

17. Социальная структура и её основные элементы.

18. Типология общества.

19. Социальные институты и их типология.

20. Особенности функционирования социальных институтов, их значение в жизни человека и общества.

21. Социальный статус и социальная стратификация.

22. Социальная стратификация: теоретические модели и исторические типы.

23. Место, роль и значение среднего класса в социальной структуре современного общества.

24. Понятие личности. Общественное, коллективное и индивидуальное в

личности.

25. Социологические концепции личности.

26. Структура личности – соотношение основных компонентов личности как целостного социального образования.

27. Социализация индивида как процесс становления личности.

28. Агенты и механизмы социализации.

29. Механизм социальной деятельности личности.

30. Социальные роли личности и система социального контроля.

31. Культура как объект социального познания и предмет социологического

исследования.

32. Структура культуры. Культура и система норм.

33. Формы проявления культуры в жизни человека и общества. Социальные функции культуры.

34. Молодежь как социально-демографическая группа. Её положение в социальной структуре общества.

35. Социализация молодого поколения, её особенности в современных

условиях.

36. Предмет и содержание социологии труда.

37. Профессия как социально-экономическое явление. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор.

38. Особенности инженерного труда. Социальные функции профессии

инженера.

39. Отношение к труду, факторы его проявления и формирования.

40. Механизм регулирования трудового поведения.

41. Социальные аспекты стимулирования трудовой деятельности.

Св. план 2009, поз. 54

Учебное издание

Качалов Игорь Леонидович

Щёлкова Татьяна Викторовна

СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методические материалы

для студентов инженерных специальностей БГУИР

дневной и заочной форм обучения

Редактор Т. П. Андрейченко

Корректор М.В. Тезина

Компьютерная вёрстка

Подписано в печать Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная

Гарнитура “Таймс” Печать ризографическая Усл. печ. л.

Усл.-изд. л. 2,6 Тираж 200 экз. Заказ 408

Издатель и полиграфическое исполнение: Учреждение образования

«Белорусский государственный университетинформатики и адиоэлектроники”

ЛИ №02330/0494371 от 16.03 2009. ЛП №02330/0494175 от 03.04.2009.

220013, Минск, П. Бровки, 6

Наши рекомендации