Стандартизированное и нестандартизированное, внешнее и включенное, открытое и инкогнито, лабораторное и полевое
Включенное – когда социолог непосредственно входит в социальный процесс и социальную группу, которую изучает, когда он контактирует и действует вместе с теми, за кем наблюдет.
Полевое – происходит в естественных условиях: в цехах, службах, организациях и т.п.
Лабораторное –требует создания специально оборудованных помещений.
Есть наблюдения систематические и случайные, структурированные (т.е. те которые осуществляют по заранее подготовленному плану) и неструктурированные (в которые определяют только объект исследования).
Эксперимент – метод получения информации про количественные и качественные изменения показателей деятельности и поведения объекта вследствие действия на него определенных факторов, которыми можно управлять и которые можно контролировать. Применение в социологии эксперимента имеет смысл тогда, когда необходимо выполнить задания, связанные с реакциями той или иной социальной группы на внутренние и внешние факторы, которые вводятся извне в искусственно созданных и контролируемых условиях. Основная цель осуществления эксперимента – проверка тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на разнообразные управленческие решения.
Общая логика эксперимента заключается в следующем:
- выбор определенной экспериментальной группы;
- помещение ее в необычную экспериментальную ситуацию, под влияние определенного фактора;
- отслеживание управляемости, размера. Устойчивости переменных характеристик, которые называются контрольными и которые появились вследствие действия введенного фактора.
Виды эксперимента:
- полевые – когда группа находится в естественных условиях своего функционирования;
- лабораторные – когда анализу подлежит одна и та же группа;
- параллельные – когда в эксперименте принимают участие 2 группы: контрольная по основным параметрам и экспериментальная с переменными характеристиками.
По характеру объекта и предмета исследования различают социологические; экономические, правовые, социально-психологические, педагогические и другие эксперименты.
Наиболее известное экспериментальное исследование в индустриальной социологии — Хоторнские исследования 1924—1936 гг. на заводе электрокабелей компании «Уэстерн Электрик». В 1927—1932 гг. ими руководил Элтон Мэйо (1880—1949), разработавший на основе полученных данных концепцию «человеческих отношений» на производстве. В ходе эксперимента, первоначальной целью которого было выяснение влияния освещенности рабочего места на производительность труда (ПТ), были выделены экспериментальная и контрольная группы рабочих, ПТ в которых сравнивалась при изменении условий работы экспериментальной группы. Впервые в социологии разработанный ранее Якобом Морено (1892—1974) метод социометрии был применен для анализа неформальной структуры производственной организации. Выяснилось, что не только изменение освещения, перемещения рабочих в отдельные комнаты, улучшение системы оплаты труда, введение дополнительных перерывов и выходных, но и факт проведения эксперимента сам по себе повышал ПТ. Было выяснено, что на рост ПТ влияют не только материальные стимулы, но и сплоченность группы на уровне неформальной структуры, неформальные нормы производительности данной группы, характер взаимоотношений с руководством, благоприятная психологическая атмосфера на рабочем месте, удовлетворенность трудом и социальная стабильность.
Анализ документов.
Традиционная интерпретация текстов,
Биографический метод,
Формализованный контент-анализ
Дискурс-анализ
Все документы можно поделить на
-статистические | -официальные | -общественные |
-текстовые | -неофициальные | -частные |
Сопоставление документов дает возможность установить, например, зависимость экономической эффективности работы работников от их социально-демографических, профессиональных и других характеристик.