От производителя к потребителю 2 страница
Вообще одни и те же объекты могут включаться в различные образцы поведения; соответственно различны и функции, выполняемые этими объектами. В средневековой Европе помидоры не употреблялись в пищу, а дарились возлюбленным, как цветы. Сахар, водка, шоколад, чай и кофе вначале рассматривались и использовались как лекарства. Табак в истории использовался по-разному: его жевали, нюхали и курят, к сожалению, по сей день. Так же и с модой: одна и та же «вещь» бывает включена в разные модные стандарты. Одна и та же пьеса может быть «в моде», но в одних случаях модно ее хвалить, а в других — ругать.
Существуют «безобъектные» модные стандарты, которые вообще никак не отделены от тела человека, например жесты, мимика или
танцы. Иногда модный стандарт состоит в отказе от использования каких-то некогда модных объектов, к примеру, отказ от ношения головного убора, галош, веера, галстука, зонта, муфты, от восприятия каких-то художественных произведений и т. д.
Но почему одни образцы поведения или предметы считаются модными, а другие нет? Или почему одни и те же веши, их свойства (формы, размеры и т. п.), идеи когда-то считались модными, затем становились немодными, а впоследствии вновь «входили в моду»? Что с ними происходило, что придавало им «модность», а что лишало ее, в то время как сами они оставались, по существу, теми же? Очевидно, дело здесь ие в их внутренних свойствах. Те или иные стандарты и объекты становятся модными, оказываются «в моде» тогда и только тогда, когда они обладают модными значениями,т. е. выступают в качестве знаков моды.В свою очередь, выражение «выступают в качестве знаков моды» означает, что эти стандарты и объекты замещают и указывают на какие-то ценности, которые в обществе или социальных группах воспринимаются как модные.
В качестве последнего компонента моды выделим поведение участников моды,т. е. такое поведение, которое ориентировано на отмеченные другие компоненты: стандарты, объекты и ценности моды.
В ходе дальнейшего изложения мы рассмотрим последовательно каждый из выделенных компонентов. А начнем с одного из главных — с ценностей моды. Ответ на вопрос: «Что представляют собой модные ценности?» — позволит в дальнейшем ответить и на следующие, пока неясные, вопросы: «Какие стандарты и объекты считаются модными?», «Каково "значение модных значений", или, иначе говоря, знаками чего именно становятся стандарты, когда им приписывается атрибут "модности"?», «На что реально ориентированы в своем поведении участники моды, когда они, как принято говорить, "гоняются за модными тряпками"?». Да и ответ на решающий вопрос: «Что же такое мода?» — будет в большой мере зависеть от представления о модных ценностях. Таким образом, эти ценности оказываются «структурообразующим» компонентом моды;
именно через его описание можно определить и представить остальные компоненты.
Культурные образны, или социальные правила поведения, имеют две стороны. Первая сторона состоит в том, что им надоследовать, вторая — в том, что им хотят следовать. В первом случае эти правила, или образны, выступают как социальные нормы,во втором — как социальные ценности.В одних правилах доминирует нормативная сторона, в других — ценностная. Иногда эти две стороны в одних и тех же правилах настолько тесно переплетаются, что невозможно зафиксировать, где кончается одна и начинается другая; это две стороны одной медали. Повсеместно и единодушно разделяемая ценность нередко приобретает нормативный, обязательный характер, а интериоризован-ная, «овнутрённая» норма становится ценностью, желаемым благом. Иными словами, то, чего когда-то всем хотелось, со временем может становиться обязательным, и наоборот; вчерашнее «хочу» может стать сегодняшним «надо», и наоборот.
В моде, как и во многих других социальных регуляторах, присутствуют оба начала: нормативное и ценностное. Но преобладает в ней начало ценностное. Ведь как бы ни были строги предписания моды, санкции за их нарушение не очень суровы и несопоставимы по жесткости с санкциями за нарушение многих нравственных и тем более правовых норм. Если же такие санкции становятся жесткими или даже репрессивными, то это означает, что мода либо умерла, уступив место другому регулятору, либо вообще не рождалась в данной социальной ситуации. Вот почему мы выделили в качестве отдельного элемента структуры моды ис нормы, а ценности, учитывая при этом, что в них вплетено и нормативное начало.
Под социальной ценностью вслед за польским социологом Яном Щепаньским мы будем понимать «любой предмет, .материальный или идеальный, идею пли институт, предмет действительности или воображаемый, в отношении которого индивиды или Группы занимают позицию оценки, приписывают ему важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость» '.
Утверждение о том, что мода изменчива, непостоянна, легкомысленна, — банальность, которой зачастую злоупотребляют не только журналисты, но и исследователи. Что моды меняются, известно всем, даже маленьким детям, не говоря уже о подростках. Однако несмотря на эти очевидные изменения, функционирование самой моды — иро-
1 ЩепапьскийЯ. Элементарные понятия социологии. — М., 1969. — С. 52.
цесс постоянный.Естественно, возникает вопрос о том, какова ценностная основа этого постоянства. Если модные стандарты время от времени обесцениваются', то за что люди ценят собственно моду?
Вероятно, существует некоторое ценностное ядро, создающее самотождественность и постоянство этой особы, которую так часто характеризуют как «легкомысленную», «капризную», «непостоянную».
Это ядро, составляющее набор основных модных ценностей, обозначим как атрибутивные2или внутренниеценности моды.
Выделенные посредством процедуры идеализации, они тем не менее представляют собой реальные регуляторы поведения участников моды. Лишь в том случае, когда какие-либо стандарты и объекты обозначают весь набор этих внутренних для моды ценностей, можно говорить о том, что они обладают модными значениями, т. е. попросту являются модными. К этим ценностям относятся современность, универсальность, демонстративностьи игра.
Следуя тем или иным стандартам, действуя с определенными объектами, участники моды руководствуются в своем поведении не только этим явным, лежащим на поверхности регулятивным уровнем, но и скрытыми за ним ценностями, перечисленными выше. Причем ориентация на атрибутивные («внутренние») ценности моды у отдельных ее участников может быть как осознанной, так и неосознанной3.
Напротив, если поведение ориентировано только непосредственно на некие стандарты, которые ничего не означают, кроме самих себя, то здесь нет ситуации моды. Не существует стандартов поведения и объектов, которые были бы изначально, «по природе», вследствие своих внутренних свойств модными, но они становятся ими тогда, когда наделяются модными значениями. Очевидно, что одни классы стандартов и объектов больше подвержены знаковой модной функции (например одежда), другие— меньше, по в любом случае без этой функции нет моды. Таким образом, теперь мы можем уточнить, что представляют собой модные стандарты и объекты: это те способы поведения и реа-
' «Мода — это то, что выходит из моды» — такое шутливое определение одни приписывают Пабло Пикассо, другие — Коко Шанель.
2 От слова «атрибут», означающего неотъемлемый постоянный признак какого-либо явления действительности.
1 «Могут существовать признанные ценности, к которым, однако, не стремятся, могут быть ценности, к которым действительно стремятся, но не признаются в этом» (Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969. -С. 52).
лизующпе их объекты, которые обозначают указанные атрибутивные ценности моды.
Но за этим слоем ценностей существует еще один слой, который далее будет именоваться денотативными'или внешнимиценностями моды.
Если модные стандарты обозначают атрибутивные («внутренние») ценности, то последние, в свою очередь, выступают как знаки по отношению к денотативным ценностям моды. Денотативными мы называем их потому, что они составляют конечныйценностный объект обозначения в моде. Разумеется, и атрибутивные ценности выступают как денотаты по отношению к модным стандартам, но они не являются конечным пунктом обозначения в моде, занимая промежуточное место и выполняя функцию незаменимого посредника между стандартами, с одной стороны, и денотативными ценностями — с другой. Мы называем их «внешними» ценностями потому, что в определенных ситуациях, включаясь весьма энергично в систему модного поведения, сами по себе они выходят далеко за его пределы и не составляют принадлежность собственно моды. Одновременно или последовательно они могут составлять элементы как моды, так и других форм социальной регуляции. Следуя определенным модным стандартам, участники моды следуют атрибутивным ценностям, а через их посредство — денотативным.
В отличие от неизменных атрибутивных ценностей денотативные ценности бесконечно многообразны и разнообразны. Они носят ситуативный характер, хотя эту ситуативность надо понимать как относящуюся и к большим социальным системам, и к длительным периодам. Атрибутивные ценности в той или иной форме разделяются всей массой участников моды, хотя значимость и удельный вес каждой из них, очевидно, различны для разных групп и индивидов. Что же касается денотативных ценностей, то они заведомо различныи даже бывают противоположнымив разных системах поведения. Этот факт в значительной мере объясняет противоречивость трактовок моды в истории культуры.
Следуя одним и тем жестандартам, через посредство одних и тех жеатрибутивных ценностей различные категории участников моды в зависимости от тех или иных факторов в конечном счете, на денотативном уровне, могут быть ориентированы на различныеи даже про-
1 От слова «денотат», под которым в семиотике понимается явление действительности, обозначаемое знаком.
тивоположныеэтические, эстетические, политические и прочие ценности. Это могут быть такие ценности, как социальное равенство и элитарность, красота и польза, конформность и неконформность и т. д. Вообще набор денотативных ценностей в принципе бесконечен, и попытаться перечислить их было бы делом безнадежным.
Очевидно, что сами по себе стандарты и объекты также выступают как особые ценности в глазах участников. Если бы это было не так, то и вышеназванные ценностные компоненты моды не могли бы проявляться и оказывать воздействие па поведение. Модные стандарты и объекты представляют собой зримое внешнее воплощение атрибутивных и денотативных ценностей; именно на них на эмпирически наблюдаемом уровне ориентировано внешнее поведение участников моды. Однако внутри модных стандартов и объектов необходимо четко различать ценность собственно «модности», связанной с отмеченными модными значениями, и ценность других, «немодных» (т. е. не опосредованных атрибутивными ценностями) качеств: пользы, красоты, высокой стоимости объекта и т. д. Так, дорогостоящая вещь (т. е. вещь с высокой экономической ценностью) может быть совершенно немодной, т. е. обладать нулевой ценностью в своем собственно модном аспекте. В сознании участников моды указанные качества слиты воедино, и этим отчасти объясняется тот факт, что и исследователи зачастую смешивают специфически модные аспекты стандартов и объектов с иными.
Итак, мы пришли к тому, что в структуре моды существуют три ценностных уровня:
1) ценностный аспект стандартов и объектов:
2) уровень атрибутивных («внутренних») ценностей;
3) уровень денотативных («внешних») ценностей.
Модные стандарты («моды») выступают как прямые (т. е. непосредственно обозначающие) аситуативные (т. е. обозначающие повсюду и постоянно) знаки атрибутивных ценностей моды и косвенные (обозначающие через посредство атрибутивных ценностей) ситуативные (в зависимости от включенности в определенные контексты поведения) знаки денотативных ценностей. Соответственно существуют два уровня значений, которые будем называть значениями I и значениями П. Ценности и значения существуют, разумеется, не сами по себе, но реализуются в поведении людей — участников моды. Таким образом, структуру моды мы теперь можем представить-в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Структура моды
Рис. 2. Пример двойного обозначения: предупреждающий дорожный знак |
Чтобы сделать более понятной ту ситуацию двойного обозначения в моде, где одни знаки обозначают другие, сравним ее со словосочетанием «дорожные знаки». Словесное выражение «дорожные знаки», воспринимаемое сейчас читателем, — это словесный знак; оно обозначает фигуры определенных размеров, формы и окраски с изображенными на них символами. А эти фигуры, в свою очередь, обозначают, к примеру, предупреждение об опасности, ограничение в движении, оповещение об особенностях дорожной обстановки и т. д. Вот как можно представить подобную знаковую ситуацию па примере одного из предупреждающих дорожных знаков (рис. 2).
Таким же образом и участники моды воспринимают сменяющие друг друга модные стандарты («моды»): для них это знаки отмеченного набора атрибутивных («внутренних») ценностей, который, в свою очередь, выступает как знак разнообразных социально-групповых и личных денотативных («внешних») ценностей.
2. Структурообразующий компонент: ценности моды
Обратимся теперь к более детальному рассмотрению ценностного ядра моды — атрибутивных («внутренних») ценностей. Современность— фундаментальная ценность в структуре моды. Когда нечто оценивается как «современное», эта оценка обычно вызывает в нашем сознании положительные ассоциации. Современность ассоциируется с прогрессивностью, готовностью к изменениям и творчеству, она противопоставляется косности, рутине, застою. Однако высокая оценка современности далеко не универсальна и представляет собой продукт истории. Можно сказать, что ценность современности сама порождена современностью.
В архаических обществах, где господствуют обычай и геронтократия, современность воспринимается скорее как недостаток. Отсюда мизонсизм, т. е. отрицательное отношение ко всякого рода нововведениям, инициаторы которых могут подвергаться наказаниям, нередко весьма суровым '. У древних инков простое изменение прически каралось смертью. В древней Индии за искажение песнопений, сопровождавших ритуальные магические танцы, виновный также расплачивался мгновенной смертью. Прошлое, воплощенное в заветах предков, есть высшая ценность, и чем это прошлое отстоит дальше от современности, тем большей ценностью оно обладает. Не случайно яростные обвинения против моды часто исходили и исходят от традиционалистов и консерваторов, сторонников сохранения или возрождения архаических социальных институтов.
Здесь у читателя может возникнуть вопрос-возражение: а как же тогда мода на «старину», популярность вещей в стиле «ретро» и т. п.? Ведь в моде прошлое также может выступать как ценность?
Прежде всего следует уточнить: в данном случае «старина» — это принадлежность исключительно стандартов и объектов моды, а отнюдь не атрибутивных ценностей. Культурная традиция вообще является
1 Гофман А. Б., Левкович В. П. Обычай как форма социальной регуляции // Советская этнография, 1973. — № 1.
одним из основных источников, из которого черпаются модные стандарты, но эти извлеченные из традиции стандарты обозначают указанные выше модные ценности, в частности ценность современности. «Чтоб не отстать от современности, гоняюсь я за стариною», — эти слова Ханугиной, героини мюзикла Г. Гладкова и Ю. Эптипа «Хоттабыч», довольно точно характеризуют подобную ситуацию.
Благодаря ценности современности происходит актуализация «старого» стандарта. Выражаясь парадоксально, «прошлое» обозначает «настоящее». Сама же возможность такого обозначения объясняется спецификой социального и культурного времени в моде: если при регуляции посредством обычая образцы поведения (стандарты) воспроизводятся непрерывно, то в моде — прерывно. В этих случаях мы имеем дело с двумя типами времени: непрерывным — в обычае и прерывным — в моде. Прерывность модного времени неразрывно связана с особенностями «социальной памяти» в моде, которой свойственно «забывание» предшествующих модных стандартов при сохранении «воспоминания» о ценностях моды. Это позволяет участникам моды, да и не только им, воспринимать старые, но забытые культурные образцы в качестве «новых».
Если же «старина» из области стандартов и объектов проникает в сферу атрибутивных ценностей и вытесняет в ней современность, то это значит, что модный стандарт превращается в традиционный, мода трансформируется в обычай.
Признание исторического характера ценности современности противостоит трактовке моды как выражения «естественного» стремления человека к новизне'.
Подобная трактовка получила весьма широкое распространение. Так, например, известный американский социальный психолог Э. Бо-гардус писал: «Стремление человека к новому опыту имеет в моде основное значение. Люди устают от старого и страстно желают нового»2. Западногерманский социолог Р. Кёниг подчеркивал присущее человеку стремление к новизне — «неофшшю» и утверждал, что мода — одна из форм проявления любопытства3.
' «Та ценность, вокруг которой организуются действия, связанные с модой, скорее может быть обозначена как современность, своевременность и, более точно, "соразмерность", чем "новизна"» (Любимова Т. Е. Мода и ценность // Мода: за и против. — М., 1973. — С. 76).
1 Bogardus Е. Fundamentals of social psychology. — N. Y.: L., 1942. — P. 301.
:i KonigR. Sociologie de la mode. - Paris, 1969. - P. 53.
Разумеется, нельзя отрицать важной роли склонности к новому в жизнедеятельности человека, так же как и угнетающего воздействия монотонности на нервную систему и психику. В функционировании моды эти факторы имеют определенное значение. Но они не могут объяснить моду как таковую. Во-первых, стремление к новому приобретает самые различные формы: очевидно, что далеко не всякое нововведение относится к разряду модных. Во-вторых, как отмечалось, модные стандарты часто выбираются из традиции, и поэтому «новизну» следует понимать в весьма условном смысле: это то, что ново лишь по отношению к предыдущему стандарту, но отнюдь не по отношению к культурной традиции в целом. В-третьих, даже «новые» стандарты могут сохраняться в течение довольно длительного времени, так как модный цикл может протекать весьма долго. Наконец, в-четвертых, «естественному» стремлению к новизне у человека противостоит не менее «естественное» стремление к стереотипу '; все дело в определенном соотношении этих двух стремлений, обусловленном историческими, культурными, социально-психологическими факторами.
«Новизну» в моде следует, по-видимому, рассматривать как одно из выражений ценности современности на уровне мотивации модного поведения. Помимо этого выражения ценность современности в мотивации участников выступает и как непосредственно осознаваемая ценность, а также в форме «прогрессивности», «совершенствования вкуса», «разнообразия» и т. п. Если обычай опирается на авторитет прошлого, то в моде апелляция к современности в той или иной форме служит основным аргументом в пользу принятия или отвержения того или иного поведенческого образца. Буквально: быть «со-временным» — значит быть в единстве со своим временем.
Важное значение ценности современности в моде было зафиксировано, в частности, в социологическом исследовании проблем массового потребле-
1 Еще французский моралист XVII в. Жан Лабрюйер писал, что «привычка и новизна исключают друг друга, и обе равно притягивают нас» (Ф. де Ларошфуко. Максимы; Паскаль Б. Мысли; Ж. де Лабрюйер. Характеры. — М., 1974. — С. 407).
ния Л. Н. Жилиной и Н. Т. Фроловой во второй половине 1960-х гг. Был проведен опрос по поводу отношения к моде и представлений о ней среди учащихся 9-10-х классов московских школ и их родителей. Ответы респондентов, положительно относящихся к моде', авторы распределили по четырем группам в соответствии с тем, какие аспекты моды были признаны наиболее важными.
Наиболее значительной оказалась группа подчеркнувших те характеристики моды, которые так пли иначе выражают ценность современности, — 34,7%. По их мнению, мода предполагает и выражает: «современность» (17,4%); «новизну» (8,2%); «прогрессивность» (4,9%); «нестабильность, изменчивость» (4,2%). К этому следует добавить некоторые названные респондентами характеристики моды, которые авторы исследования включили в другие группы ответов, но которые также выражают проявление ценности современности в массовом представлении о моде: «индивидуальность, оригинальность» (15,3%); развитие вкуса (3,5 %); творчество (0,8 %)'.
Таким образом, доля тех, кто, относясь положительно к моде, в той или иной форме подчеркнул значение современности в структуре модных ценностей, составила 54,3%.
Другая «внутренняя» ценность моды — универсальность, или диф-фузность. Подобно ценности современности, она не является повсеместно распространенной. Архаическим обществам присущи локальная ограниченность, культурная замкнутость, высокая степень этноцентризма'.
При сословном строе в средневековой Европе обычай, а также право, религия или монаршая воля предписывали различным сословиям и навечно закрепляли за ними различные, четко фиксированные культурные образцы. Попытки заимствования этих образцов у других сословий сурово подавлялись. Об этом говорят, в частности, многочисленные «законы против роскоши», запрещавшие представителям низших сословий подражать знати во внешнем облике.
1 Их доля составила 85% опрошенных (91 % среди учащихся и 78% среди родителей). См.: Жилшш Л. Н., Фролова Н. Т. Проблемы потребления и воспитание личности. — М., 1969. — С. 123.
- Там же. -С. 135-140.
' Под этноцентризмом в социологии, социальной психологии и этиологии понимается «склонность воспринимать все жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, которая выступает при этом в качестве некоего всеобщего эталона» (Кон И. Этноцентризм // Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. — С. 589).
В эпоху Возрождения положение начинает меняться: сословная и национальная замкнутость подвергается атакам и разрушению, что вызывает недовольство у идеологов-традиционалистов. Об Италии этой эпохи известный историк культуры Якоб Буркгардт писал: «Там, где не было предписаний относительно одежд, как, например, в Неаполе, к огорчению многих моралистов, трудно было установить различие между знатными и простыми гражданами. Вместе с тем
они жалуются на вечную смену моды и... на нелепое поклонение всему тому, что заимствуется из Франции, тогда как очень часто эти заимствования представляют собой не что иное, как первоначальную итальянскую моду, прошедшую через руки французов» '.
Выдвижение и распространение ценности универсальности в общественном сознании было обусловлено фундаментальными сдвигами в социально-экономической истории Европы нового и новейшего времени: бурным ростом производительных сил, созданием и развитием принципиально новых технических средств коммуникации и транспорта, усилением географической мобильности и культурных контактов.
Одновременно в результате буржуазных революций ломались сословные барьеры. Идеологи восходящей буржуазии провозгласили идею естественных неотчуждаемых прав человека и равенства всех перед законом. Если в добуржуазную эпоху определенные культурные образцы были постоянно и неподвижно закреплены за различными сословными, религиозными и этническими группами (в них господствовали обычай и обычное право), то впоследствии они становятся более текучими, подвижными. Они могут переходить от одной социальной группы к другой, разумеется, испытывая при этом различные трансформации. Социально-групповые различия и противоположности выражаются при этом не только в приверженности различным образцам, но и в особенностях и времени усвоения одних и тех же образ-
1 Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. — СПб., 1906. Т. 2. - С. 93-94.
цов, находящихся в непрерывном движении, в состоянии «диффузии». В движении этих образцов, скрывающем за собой реальные социально-экономические и традиционные национальные различия, и выражается универсальность (диффузность) как одна из атрибутивных ценностей моды.
Особое внимание ценности универсальности и ее соотношению с ценностью современности при анализе моды уделил известный французский социальный психолог Габриэль Тард (1843-1904), хотя он не употреблял термина «универсальность» и анализировал это явление в ином теоретическом контексте. Он писал: «Эпохи, в которые господствует девиз "что ново, то и хорошо", являются существенно экстерриториальными(по крайней мере, по наружности, потому что вообще они гораздо более проникнуты верованиями предков, нежели сами думают). С другой стороны, эпохи, придерживающиеся правила "что старо, то и хорошо", живут жизнью внутреннею, замкнутою»1.
С универсальностью связана такая черта моды, как массовость: в ней участвуют различные классы, социальные слои, профессиональные группы, демографические категории и т. д. Мода присуща большим социальным системам и носит глобальный характер. Ее функционирование не может ограничиваться, как это иногда ошибочно считают, рамками отдельных элитарных групп или замкнутых субкультур, существование которых поддерживается скорее действием разного рода обычаев и ритуалов. Присутствие диффузности в ценностной структуре моды не позволяет говорить о сколько-нибудь четком групповом самосознании, о понятиях «мы» и «мы-группа», объединяющих всех участников моды2.
Участники моды ощущают принадлежность к некоему обширному и неопределенному, диффузному целому. Они не образуют социальную организацию с формально предписанными функциями. Модным стандартам присуща общепринятость, но эта общепринятость не полная, как в обычае, а всегда частичная, более или менее полная.
1 Тард Г. Законы подражания. — СПб., 1892. — С. 243-244.
2 О понятиях «мы», «мы-группа» л «внутренняя группа», характеризующих архаическое сознание и противопоставляемых понятиям «они», «оии-группа» и «внешние группы», см.: Sumner W. G. Folkways. — Boston, 1907;Поршиев Б. Ф. Социальная психология и история.— М, 1966.— С. 73-118.Ср. понятие «наш костюм», связанное с национальной традиционной (т. е. вне-модной) одеждой и описанное П. Г. Богатыревым (Богатырев П. Г. Вопросытеории народного искусства. — М., 1971. — С. 357-360).
Одним из выражений универсальности является тот факт, что «моды» в своем движении легко преодолевают межгосударственные границы, на какие бы замки они ни запирались. Это обусловлено особенностями современного массового производства и потребления, развитием средств коммуникации, культурных контактов и т. д.
Все перечисленные моменты оказывают воздействие на соотношение «своего» и «чужого» в общественном сознании. В архаических обществах мизонеизм, неприятие нововведений, нередко связаны с ксенофобией, отрицательным отношением ко всему «чужому», иностранному. Что касается моды, то в ней «чужое», пространственно и культурно удаленное, зачастую ценностно позитивно окрашено. Эта удаленность как бы компенсирует временную близость модных стандартов («современных»). Экзотическое происхождение модных стандартов и объектов иногда служит одним из источников их привлекательности.
В отличие от современности и универсальности третья «внутренняя» ценность моды — демонстративность— не ограничена пространственными и временными рамками. Она имеет корни в биологических аспектах человеческого существования, хотя в различных культурах, безусловно, выступает совершенно по-разному. Из многочисленных исследований этологов известно, сколь важную роль играет демонстративность в поведении животных. Демонстративные аспекты поведения обнаруживаются уже на ранних этапах человеческой истории. Они многократно описывались исследователями в одежде, танцах, украшениях, татуировке первобытного человека.
Мода — одна из форм коммуникации, передачи информации от одних людей другим. В процессе коммуникации ее участникам необходимо узнавать друг друга и быть узнанными, видеть и быть увиденными, представляться другому и знакомиться с ним. С этой точки зрения демонстративность имеет важное значение. «Встречают по одежке, провожают по уму», — гласит пословица. Понятно, что акцент в ней сделан на второй части, но и первая сама по себе не лишена смысловой нагрузки: встречают-то все-таки по одежке. В переводе с фольклорного языка это означает, что де-