Вопрос №63. Динамика статусного портрета человека.
Личные и социальные статусы именуются постоянными, или основными. Наряду с ними существует группа неосновных, или эпизодических. К примеру, статус пассажира существует столько времени, сколько человек едет в троллейбусе, автобусе, поезде, такси, метро или летит на самолете. К эпизодическим относятся статусы пешехода, покупателя, больного, гостя, посетителя ресторана, ожидающего в очереди, и т.д.
Эпизодическим считается статус, который человек занимает временно.
Яркий пример эпизодического статуса - находящийся в очереди. Очередь со своими общепринятыми нормами и правилами, распределением ролей и неформальных статусов возникает стихийно и на непродолжительное время. Через некоторое время вы покинули магазин и вышли на улицу. Теперь у вас эпизодический статус прохожего. А через 10 минут вы спустились в метро и стали пассажиром. <Правила поведения в метрополитене> излагают права и обязанности, предписанные данному статусу.
Благодаря эпизодическим статусам место человека четко фиксируется уже не только в социальном пространстве, но и в социальном времени. Конечно, все социальные и межличностные статусы существуют во времени, если под временем понимать жизнь человека. Со смертью человека заканчивается его социальное время. Значит, графическое изображение социального пространства должно включать временнцю составляющую.
Статусный портрет человека не остается неизменным.
На протяжении жизни (жизненного цикла, разбитого на основные вехи: детство, зрелость, старость) индивид приобретает и теряет статусы. Такой процесс называется динамикой статусного набора (портрета).
Жизненный цикл - понятие, описывающее относительно замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельного человека. Выделяют циклы семейной жизни, трудовой жизни, цикл детства. Жизненный цикл, в отличие от времени жизни, относится к содержательным понятиям.
Если графически изобразить жизненную динамику в декартовой системе координат (где Х - время жизни отдельного человека, У - количество статусов), то возможны три ее варианта (см. схему 1.9):
А - устремленная вверх кривая означает повышение общественной активности на старости лет,
Б - параллельная оси Х прямая символизирует по крайней мере не уменьшение активности, которая была присуща в расцвете сил,
В - парабола, уходящая вниз, свидетельствует о резком сужении круга общения у той части пожилых людей, которые остались без социальной опеки и помощи.
Социальное время индивида - только время его личной жизни. Каждый проживает его по-разному. И только жизненный финиш показывает, насколько интенсивно и содержательно пройдена дистанция жизни.
Даже старость у каждого человека проходит по-своему. У многих активная творческая жизнь начинается только в этот период. Но многих, к сожалению, когда их покидают физические силы, покидает со своей опекой и общество. Чем меньше общество тратит на социальную защиту людей, тем менее оно имеет право называться цивилизованным и тем больше людей попадает в третью категорию.
Именно у обойденных обществом людей график всей жизни разбивается на две зеркально симметричные половины (см. схему 1.10). Если через середину жизни человека (40-45 лет) провести условную прямую, то окажется, что два отрезка жизни (юность и старость) будут одинаковы. Пословица <что стар, что млад> выражает сходство двух возрастных эпох: у ребенка еще нет множества социальных статусов, характеризующих зрелость, а старик их уже утратил.
Процесс индивидуального приобретения статусов в течение всей жизни описывается понятием <социализация>. Социализация - процесс усвоения социальных норм и освоения социальных ролей, продолжающийся всю жизнь.
Своего пика социализация достигает в середине жизни индивида. С этим понятием тесно связано другое - кризис середины жизни. Он настигает человека примерно в возрасте 40-45 лет, и тогда человек обычно оценивает пройденный путь. Для одних это становится поводом к грустным размышлениям; для других - к удовлетворенности и высокой самооценке. Однако понятие жизненного успеха для каждого человека свое. Одни измеряют его по количеству звездочек на погонах, размерам и престижности загородного особняка, по количеству долларов на сберкнижке. А другие оценивают жизненный успех по количеству друзей и добрых поступков, которые ему удалось совершить, прочитанным книгам, интересным встречам и приключениям. У каждого свой счет, своя мера оценки.
Линия симметрии проходит по середине жизни индивида.
Середина жизни - это такая точка в социальном времени индивида, когда он подводит итог тем достижениям, которых он уже добился, и тем возможностям, которые не использовал. Иначе говоря, индивид производит операцию социального сравнения, где сопоставляются две траектории:
? ожидаемая траектории жизни;
? реальная траектория жизни.
Ожидаемая траектория жизни - это идеальная планируемая на отдаленную перспективу линия жизненной судьбы, измеряемая количеством достигаемых статусов и их рангом.
Она, как правило, имеет только одно направление - восходящее. В молодости человек часто переоценивает свои силы и способности. Никто не планирует для себя нисходящую траекторию: ее <планирует> жизнь.
Исследование жизненных планов старшеклассников на протяжении 30 лет позволило В.Н. Шубкину и Д.Л. Константиновскому установить: чем выше статус родителей, тем сильнее проявляется в их планах ориентация на высокий уровень образования, тем привлекательнее профессии умственного труда1.
Реальная траектория жизни - это линия жизненной судьбы, измеряемая количеством приобретенных статусов и их рангом.
Служебная карьера, т.е. движение вверх по должностной лестнице, чаще всего выступает объективным измерителем восходящей траектории. Увольнения, разводы, тюремное заключение выступают объективными вехами нисходящей траектории.
Кроме служебной карьеры социологи начали выделять в самостоятельный вид моральную карьеру.
Моральная карьера - социальная история индивида, описанная в терминах уважения или презрения со стороны окружающих, а также степени осознания или подобного отношения к себе. Понятие моральной карьеры ввел в научный оборот И. Гоффман. Она состоит из серии рискованных ситуаций, которые человек публично преодолевает или терпит неудачу как своего рода испытание. Например, провал на экзаменах в престижный вуз - событие в цепи моральной карьеры. Здесь есть все необходимое: риск, публичный характер события, равная вероятность провала и победы. Добившийся успеха получает уважение окружающих, потерпевший неудачу - презрение.
Уважение и презрение - формы оценки со стороны общественного мнения. Поэтому можно определить моральную карьеру еще и как траекторию жизни в терминах общественных оценок. Человек стремится преодолеть только те испытания, которые высоко котируются в общественном мнении. Например, научный подвиг вознаграждается Нобелевской премией, а военный - медалью или орденом. Нацеленность на моральный подвиг формирует нравственный характер личности, особенно если индивид добивается успеха. Неудачи, напротив, снижают самооценку и уважение к самому себе.
Другие параметры ожидаемой жизненной карьеры связаны с уровнем притязаний, или амбиций.
Под притязанием понимается совокупность социально значимых потребностей, связанных с внешней карьерой и внешними достижениями человека, но мало или никак не учитывающих личные способности человека.
Притязание - это внутренняя мотивационная пружина для того, чтобы человек начал или продолжал строить какую-либо карьеру. Как существо социальное, человек сравнивает себя с другими, ориентируется на то, чего он не достиг, а другие достигли.
Таким образом, можно сказать, что при оценке притязаний человека он обязательно сравнивает свои возможности с возможностями значимых других.