Основные социальные последствия информатизации

Таблица швейцарского исследователя К. Хессига "Последствия информатизации в зеркале общественности[162]" является хорошим примером системного подхода к анализу социальных последствий информатизации. В таблице отражены результаты опроса жителей Швейцарии, мнение которых именно по этой проблеме можно считать весьма представительным, так как в их стране сложились практически все классические предпосылки информатизации, идущей достаточно давно и успешно. Итоги опроса общественного мнения представлены следующим образом:

Положительные последствия Отрицательные последствия
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Свободное развитие индивида "Автоматизация" человека
Информационное общество Дегуманизация жизни
Социализация информации(1) Технократическое мышление
Коммуникативное общество Снижение культурного уровня(З)
Преодоление кризиса цивилизации (2) Лавина информации
  Элитарное знание (поляризация)(4)
  Изоляция индивида (5)
ПОЛИТИКА
Расширение свобод Снижение свобод
Децентрализация Централизация
Выравнивание иерархии власти Государство-"надзиратель"
Расширенное участие в общественной жизни Расширение государственной бюрократии
  Усиление власти благодаря знаниям
  Усиление манипуляции с людьми
ХОЗЯЙСТВО И ТРУД
Повышение продуктивности Рационализация Все возрастающая сложность жизни
Повышение компетенции (8) Увеличение богатства Обострение промышленного кризиса
Преодоление кризиса Концентрация
Экономия ресурсов Подверженность кризисам
Охрана окружающей среды Стандартизация
Децентрализация промышленности Новая продукция Массовая безработица Новые требования к мобильности трудящихся
Улучшение качества Дегуманизация труда
Диверсификация продукции Стрессы
Новые профессии и квалификации (9) Деквалификация. Исчезновение многочисленных профессий.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Национальная независимость Усиление взаимозависимости
Появляется шанс на развитие у стран "третьего мира" Технологическая зависимость. Обострение отношений Юга-Запада
Улучшение обороноспособности страны Уязвимость. Усиление опасности новой войны из-за обновления военных систем

Приведенная таблица Хессига требует некоторых комментариев:

"Социализация информации" — возможность увеличения степени направленности информации на социальную сферу в смысле состава параметров. При этом имеется в виду не толь ко область непосредственного распределения, обмена и потребления жизненно необходимых благ и услуг, но и социальные аспекты материального производства, политических и духовных отношений, поскольку они способствуют формированию и раскрытию творческого потенциала человека.

"Преодоление кризиса цивилизации" — создание пред посылок для разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого развития цивилизации в целом[163].

"Снижение культурного уровня" — развитие информационной среды создает предпосылки для повышения культурно го уровня (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не происходит. Возможно рез кое увеличение числа людей, являющихся механическими потребителями предоставляемой информации,

"Элитарное знание" — опасность огромной поляризации знаний в обществе, возможном накоплении их преимущественно в узком, "верхнем" общественном слое — элите (политической, экономической и т.д.).

"Изоляция индивида" — без общественного регулирования информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться, как правило, опосредованно — через компьютер или только с компьютером. Незнание и, что еще хуже, отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников, общаться с ними — весьма опасное социальное явление.

Необходимо воспитывать, по выражению академика Д.С. Лихачева, "нравственную оседлость", чувство ответственности каждого человека за происходящее в мире, добиваясь четкого осознания взаимозависимости всех людей. Эта огромной важности задача ложится, на наш взгляд, прежде всего на систему образования и средства массовой информации.

6. "Выравнивание иерархии власти" в информатизируемом обществе должно происходить за счет реальной возможности вовлечения большего числа людей в политику, создания условий для повышения ими социального статуса.

7. Государство-"надзиратель" — Левиафан как образ государства-монстра, "помноженный" на компьютерные технологии. При современных информационных технологиях возможен контроль, а затем и направление не только поведения, но и мыс лей людей.

Если государство не будет создавать условия для воспитания интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых и прогнозируемых по поведению и мыслям людей.

"Повышение компетентности" и как альтернатива этому — "деквалификация". ЭВМ как средство нейтральна по отношению к человеку, она лишь предоставляет новые возможности для реализации конкретных жизненных целей.

"Новые профессии и квалификации" и, с другой стороны, возможное исчезновение многочисленных профессий. Появление новых, более интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не только об исчезающих технологиях, но и о социальных структурах, обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, менталитете). Утерю технологий создания таких, например, мировых шедевров, как египетские пирамиды, дамасская сталь, перегородчатая эмаль, невозможность их воссоздания в современных условиях в значительной степени связывают с социальными аспектами.

10."Национальная независимость" и, с другой стороны, "уязвимость". Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам выходить на позиции действительной национальной независимости.

Понятия "психологическая война", "информационная война"[164], "пси-оружие", "зомбирование" наполняются реальным содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического значения.

Национальная независимость диктует России необходимость государственного регулирования технологического сотрудничества с Западом, что отражено в государственной концепции информационной безопасности, ряде нормативных документов, например в Указе Президента РФ "О мерах по соблюдению законности в области производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставлении услуг в области шифрования информации"[165].

Концепция информационной безопасности является составной частью Концепции национальной безопасности РФ и представляет собой официально принятую систему взглядов на проблему информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Наши рекомендации