Десятка новостей, указанных Аудиторией как самые важные, в сравнении с рангом, который получила эта десятка у редакторов

Новость Ранг у редакторов
Американские бомбардировщики нанесли очередной бомбовый удар по Вье гнаму
К следующему году будет разработана вакцина против одной из детских болезней
Командование американских военных сил во Вьетнаме утверждают, что интенсивные бомбардировки приостановят наступления противника
Изъята из магазинов партия продуктов, которые небезопасно потреблять
Местной энергетической компании было предложено снизить тарифы
Погода на завтра будет ясной и холодной
Американские корабли наблюдают активизацию сил противника на берегу в Северном Вьетнамсч
Произошла автомобильная авария рядом со школой 28 .
Министерство обороны сообщило о еще двух сбитых реактивных самолетах в Северном Вьетнаме
Местный юноша был единственным выжившим в происшествии в Северной Корее

Организатором проекта в 1991 г. был американский Пойнтеровский институт исследования проблем СМИ. Как объясняли организаторы проекта, отправной точкой послужило освещение в прессе избирательной кампании 1988 г. Почему оно оказалось таким разочаровывающим? Аналитики говорили, что «общественное безразличие, недостаточная информированность и политическая апатия достигли в это время невиданного доселе уровня»1.

Избиратели не только не участвуют в избирательном процессе, но и не видят связи между помпезным содержанием кампании и сложны-

202 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса

ми проблемами управления государством после выборов. Пресса находится слишком близко к политическому процессу и слишком далеко от избирателей. Как утверждалось в намерениях организаторов проекта, необходимо перестать уделять столько внимания политическому театру, пора выйти на улицу и определить, что хотят знать избиратели. Пора начать рассматривать избирательную кампанию лишь как первый шаг в более широком процессе управления государством.

Средства массовой коммуникации за столетия демократии выработали традицию тесных связей с политиками и их окружением, которая почти достигла уровня идеального симбиоза. Журналисты и кандидаты выглядят, как естественные противники, схватившиеся в нескончаемой борьбе, на самом деле они нуждаются друг в друге. Политикам нужна Аудитория, журналистам — доступ к источникам информации. На протяжении нескольких поколений такое совпадение интересов происходит за счет игнорирования интересов электората. Тогда как проблемы, волнующие общество, должны подниматься в ходе избирательной кампании. По существу, они должны стать содержанием кампании. А пресса должна их освещать. «Пока же журналистика имела реактивный характер, отвечая на внешние воздействия, особенно в политической журналистике: кандидаты предпринимают действия — журналисты реагируют. Инициатива принадлежит прессе, как правило, только в случае, когда она выступает с разоблачениями, касающимися личной жизни кандидатов, очень редко — когда анализируются расхождения между предвыборной риторикой и проблемами государственного управления»1.

Организуя проект, Пойнтеровский институт предпринял определенные шаги, привлекая таких партнеров из СМИ, которые были бы готовы передать избирателям более активную роль. В сотрудничестве с газетой «Шарлотт Обзервер» и телестанцией WSOC-TV в г. Шарлотт были разработаны принципиально иные подходы к освещению избирательной кампании.

Сам выбор информационных каналов не был случайным. Газета должна была пользоваться уважением коллег, чтобы в случае успеха можно было распространить опыт. Она должна была быть не слишком

Глава 9 Коммуникатор________________________________203

велика, так как крупную организацию трудно реформировать быстро, а это предусматривалось.

Газета должна была быть готовой к нововведениям. Необходимо было включить в эксперимент и телевидение, которое считается «общественным мозгом демократии» '.

Предполагалось, что сотрудничество газеты и телевизионной станции в ходе эксперимента даст лучшие результаты.

Наши рекомендации