Как центра социальной работы
Нет иной морали, кроме той, которая основана на принципах разума и вытекает из естественной склонности человека к добру.
Пьер Бейль
Социальная работа характеризуется определенными уровнями, на которых она осуществляется и от которых зависят ее функции, формы и методы. К ним относятся: индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, организация сообщества, административная социальная работа, исследования, социальная политика, планирование, непосредственная клиническая практика, семейная и брачная практика и другие виды микро-практик, а также то, что называется общей практикой социальной работы, объединяющей микро- и макроуровни /141/.
В Алматы, единственном крупном городе республики, социальная работа так или иначе осуществляется на всех этих уровнях ее организации.
Дальнейшему развитию Алматы способствует недавно одобренная постановлением Правительства Республики Казахстан (от 27 июля 2001 года N 1014) Концепция развития города Алматы как регионального финансового центра. Позже были внесены изменения, внесенные постановлениями Правительства РК от 29.06.02 г. N 706; от 26.11.02 г. N 1258) /142/.
Идея развития Алматы как регионального финансового центра (первоначально под регионом имелись в виду постсоветские республики Средней Азии и Казахстан) впервые была оглашена в 1995 году во время встречи членов и руководящего состава Ассоциации банков Казахстана с Президентом Республики Казахстан. Однако в тот момент она не получила поддержки по ряду причин, основной из которых было то, что Казахстан сам только начал реформирование банковской системы (и даже еще не приступил к реформам в других секторах финансового рынка) и стремление Казахстана к региональному лидерству в этой сфере выглядело преждевременным. События 1995-1999 годов свидетельствуют о том, что проявленная политическим руководством страны осторожность была оправдана: в октябре 1996 года перестал функционировать "КРАМДС-банк", бывший в то время одним из крупнейших и весомых по своему влиянию в стране, ликвидация не соответствовавших требованиям законодательства к уровню капитализации банков затянулась на несколько лет (с учетом правовых рамок, в которых действовал Национальный Банк), формирование современной инфраструктуры рынка ценных бумаг началось только через два года, а реформирование страховой индустрии началось только в 1999 году.
Тем не менее ряд обстоятельств позволяет вновь выдвинуть вышеназванную идею с расширением ее географического аспекта - от центральноазиатских стран - участниц СНГ до группы стран, расположенных в центральной части Азиатского континента /142/.
Во-первых, в Алматы наблюдается значительная концентрация различных типов финансовых институтов, в том числе и с участием иностранного капитала, которые по объему осуществляемых операций опережают столицы близлежащих государств - Бишкек, Ташкент, Душанбе, Ашгабад и Баку.
Во-вторых, численность населения города Алматы превышает численность населения других городов Казахстана. При этом фактор многонациональности города определяет его культурное разнообразие.
В-третьих, в Алматы сформировался достаточно высокий инвестиционный потенциал, прежде всего за счет компаний по управлению пенсионными активами и банков второго уровня, который уже начал привлекать интерес эмитентов соседних государств.
В-четвертых, Алматы выгодно отличается от крупных городов соседних государств тем, что в нем проживает достаточное количество людей с высоким уровнем индивидуального дохода - как иностранных, так и казахстанских граждан, которые представляют интерес как платежеспособные потребители финансовых услуг.
В-пятых, несмотря на определенные финансовые затруднения, Алматы остается привлекательным местом для жительства и отдыха благодаря красоте окружающей природы и наличию качественного сервиса, особенно в сфере телекоммуникаций, общественного питания и развлечений.
Немаловажным фактором, способствующим развитию Алматы в качестве регионального центра социальной работы, можно считать также близость города к странам "Шелкового пути".
Исторически возникновение финансовых центров было связано с концентрацией капиталов в крупных городах (и эта предпосылка в Алматы, как отмечено выше, частично уже имеется). Однако такая концентрация сама по себе не ведет к развитию города как центра социальной работы. Пример города Швейцарии. Становление центра социальной работы начинается с массового привлечения накопленных капиталов предпринимателями как источника финансирования коммерческих проектов. При этом такие проекты должны быть секьюритизированы (оформлены в виде финансовых инструментов, которые могут быть легко реализованы на вторичном рынке без применения сложных процедур легализации смены собственника), а также должны быть доходны и иметь приемлемый для инвесторов уровень риска. Со временем, привлеченные возможностью выгодного и ликвидного вложения, в город начинают стекаться свободные капиталы из других регионов. Прирост доступных для инвестирования капиталов вызывает встречное предложение новых финансовых инструментов. В этих условиях город становится финансовым центром. Такова упрощенная модель возникновения финансовых столиц мира - Лондона и Нью-Йорка.
Отличие более молодых финансовых центров - Гонконга, Сингапура, Бахрейна и других - также в упрощенном виде заключается в преднамеренном стимулировании притоков капитала и финансовых инструментов для утилизации привлеченного капитала. Главный механизм стимулирования либеральные таможенный и налоговый режимы, либеральные режимы государственного регулирования и репатриации капитала, совмещаемые с высоким качеством бытового и бизнес-сервиса, требуемого инвесторами, предпринимателями и профессиональными финансовыми посредниками.
Развитие Алматы как регионального центра социальной работы требует соблюдения ряда социально-экономических условий, реализация которых требует от нас напряженного труда, это:
1. Высокая концентрация местного капитала.
2. Либеральный валютный режим ввоза иностранного капитала.
3. Высокий квалификационный уровень местных профессиональных финансовых посредников.
4. Либеральный режим допуска на рынок иностранных профессиональных финансовых посредников, обладающих признанным международным авторитетом.
5. Развитая и качественная инфраструктура.
6. Достаточная развитость казахстанского финансового рынка.
7. Разнообразный и комфортный бытовой и бизнес-сервис.
8. Развитая индустрия отдыха и развлечений.
9. Высокий уровень общественной безопасности.
10. Повышение международного статуса Алматы.
Социальная работа зависит от высокой концентрации местного капитала. Соблюдение данного условия должно быть обеспечено за счет:
1) поддержания и стимулирования заинтересованности существующих институциональных инвесторов (компаний по управлению пенсионными активами и банков второго уровня) в расположении их головных офисов в Алматы путем предоставления качественных услуг со стороны городской инфраструктуры финансового рынка;
2) последовательного выполнения мероприятий, направленных на стимулирование сбережений населения через легальную финансовую систему, в том числе путем:
- усиления защиты тайны ценных бумаг и других финансовых инструментов;
- широкомасштабной пропаганды системы гарантирования срочных вкладов физических лиц в банках второго уровня;
- развития небанковских финансовых посредников;
- выпуска новых привлекательных финансовых инструментов, в первую очередь, со стороны государства;
3) популяризации и стимулирования добровольных пенсионных накоплений;
4) активизации деятельности страховых организаций как полноценных институциональных инвесторов, в том числе и через повышение доверия к ним со стороны потенциальных клиентов;
5) поддержки деятельности брокерско-дилерских организаций по управлению портфелями ценных бумаг тех непрофессиональных инвесторов, которые не намерены использовать систему коллективного инвестирования и предпочитают услуги индивидуального характера;
6) содействия в появлении и развитии новых видов институциональных инвесторов (прежде всего, инвестиционных фондов) и новых форм коллективного инвестирования (строительных сбережений и других);
7) содействия динамичному развитию малого и среднего бизнеса, повышению инвестиционного потенциала местных предпринимателей.
Социальная работа зависит и от либерального валютного режима ввоза иностранного капитала. Либеральный режим ввоза иностранного капитала будет способствовать привлечению в Алматы денег иностранных индивидуальных и институциональных инвесторов, для чего необходимо:
1) обеспечить возможность удаленного управления счетами в казахстанских банках;
2) оптимизировать валютный контроль, в том числе путем отказа от необходимости декларирования ввозимой наличной иностранной валюты и иного имущества, сохранив при этом декларирование только в отношении особо крупных сумм и сумм, добровольно декларируемых въезжающими лицами в целях их возможного последующего вывоза.
Республика Казахстан 2 июля 1992 года приняла обязательства согласно статье VIII Статей Соглашения Международного валютного фонда. В дальнейшем необходимо, чтобы Национальный Банк продолжал осуществление денежно-кредитной политики с недопущением резких колебаний обменного курса национальной валюты. Стабильность и конвертируемость национальной валюты принципиально важны для инвесторов и финансовых посредников в целях обеспечения предсказуемости ситуации на финансовом рынке и репатриации капитала и прибыли от его применения.
Основная роль в обеспечении данного условия принадлежит Национальному Банку, который должен продолжить обеспечение либеральной валютной политики. Кроме того, существенным является сохранение существующего законодательного режима, не препятствующего репатриации капитала и прибыли от его применения.
Высокий квалификационный уровень местных профессиональных финансовых посредников также влияет на социальную работу. Выполнение данного условия необходимо для предоставления качественных финансовых услуг местным и иностранным потребителям таких услуг. Для решения этой задачи следует:
1) модернизировать программы учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для работы на рынке ценных бумаг и других сегментах финансового рынка;
2) ввести персональную сертификацию для тех категорий работников финансовой системы, которые в настоящее время допускаются к выполнению работ без наличия квалификационных свидетельств;
3) обеспечить подготовку специалистов различного профиля, ориентированных на ведение дел в регионе (со знанием специфики законодательства соседних государств, владением государственными языками стран Центральноазиатского региона и другими необходимыми знаниями и навыками);
4) использовать саморегулируемые организации и ассоциации профессиональных участников финансового рынка в целях обучения и переподготовки кадров, а также контроля за профессиональной пригодностью работников казахстанской финансовой системы.
Либеральный режим допуска на рынок иностранных профессиональных финансовых посредников, обладающих признанным международным авторитетом. Допуск на казахстанский финансовый рынок иностранных профессиональных финансовых посредников, обладающих признанным международным авторитетом, позволит:
- поддерживать необходимый уровень рыночной конкуренции;
- предоставлять клиентам финансовой системы услуги, еще не оказываемые отечественными финансовыми институтами;
- повышать квалификацию местных работников финансовой системы.
В этих целях необходимо:
1) рассмотреть вопрос о выравнивании условий создания, регистрации, лицензирования и регулирования деятельности отечественных и иностранных финансовых институтов;
2) внести предложения по отмене условия, в соответствии с которым иностранные банки вправе открывать в Казахстане свои дочерние банки только после одного года работы их представительств в Казахстане;
3) привлекать к работе в Казахстане иностранные финансовые институты по тем видам деятельности, которые еще не оказываются казахстанскими профессиональными финансовыми посредниками.
В связи с этим, необходимо остановиться на трех моментах.
Согласно данной концепции должна быть развитая и качественнаясоциальная инфраструктура, предусматривающая:
1) обеспечение создания и функционирования эффективной транспортной сети, связывающей страны Центральноазиатского региона, включая строительство международного терминала в аэропорту Алматы;
2) реконструирование автомобильные дороги Алматы - Бишкек, Алматы Астана, Алматы - Хоргос, превратив их в высокоскоростные (возможно, платные) и надлежащим образом обустроенные магистрали;
3) открытие высокоскоростного железнодорожного маршрута Алматы - Астана;
4) реконструкцию транспортных узлов Алматы железнодорожных и автовокзалов - с ориентацией на существующий зарубежный опыт в организации деятельности и уровня сервиса аналогичных структур;
5) приведение в надлежащее состояние автодороги Алматы и модернизация городской системы общественного транспорта;
6) содействие развитию телекоммуникационных и почтовых услуг связи, отвечающих последним техническим достижениям.
Это во – первых, а во-вторых, необходима достаточная развитость казахстанского финансового рынка.
Выполнение данного условия необходимо для того, чтобы предложить инвесторскому спросу развитый финансовый рынок и адекватный по объему и разнообразию набор финансовых инструментов, для чего следует:
1) развивать Казахстанскую фондовую биржу как поставщика качественных и технологически передовых услуг по организации торгов финансовыми инструментами и обеспечению информацией о состоянии финансового рынка, включая услуги по удаленному доступу к торгам через Интернет, сеть Рейтер и другие каналы;
2) участвовать в торговле разнообразными биржевыми финансовыми инструментами, предназначенными для хеджирования валютных и процентных рисков и для других целей;
3) обеспечивать бесперебойное функционирование Центрального депозитария ценных бумаг и Казахстанского центра межбанковских расчетов, в том числе путем поддержания адекватного состояния их программно-технического обеспечения и технологий, а также обеспечения надежности и информационной безопасности их программно-технических комплексов;
4) совершенствовать безналичные платежные инструменты и расширять сферу их применения;
5) способствовать появлению и совершенствованию таких продуктов, как рейтинги, фондовые индексы и мониторинги финансового рынка;
6) внедрять в оборот новые виды ценных бумаг и других финансовых инструментов (ипотечных облигаций, жилищных сертификатов (облигаций), эмиссионных товарораспорядительных документов и других);
7) привлекать к обороту на казахстанском финансовом рынке ценные бумаги и другие финансовые инструменты из соседних государств, устанавливая для них упрощенный характер допуска при условии приемлемого инвестиционного качества;
8) совершенствовать систему государственного регулирования финансового рынка со стороны Национального Банка и других уполномоченных государственных органов, предоставляя им необходимые регуляторные полномочия в целях обеспечения "прозрачности" финансового рынка и повышения инвестиционной привлекательности финансовых инструментов, а также обеспечивая прямое взаимодействие с субъектами финансового рынка и высокую квалификацию работников указанных организаций.
Несмотря на достигнутый в Алматы уровень сервиса, существует значительный потенциал для его дальнейшего развития. В частности, следует:
1) организовать фронт-офисы (информационно-консультационные бюро) государственных органов, дислоцированных в Алматы, которые будут оказывать содействие заинтересованным лицам в получении имеющейся у таких органов информации и необходимых консультаций по ведению бизнеса в Алматы и Казахстане в целом;
2) поддерживать становление и развитие организаций, оказывающих разнообразные бизнес-услуги предпринимателям, желающим работать в Алматы (консультационные, юридические, по подбору кадров, помещений и иные виды услуг);
3) развивать предоставление услуг "бизнес-класса" (повышенного качества) в сферах воздушного и железнодорожного транспорта, телекоммуникаций и в других отраслях;
4) осуществлять контроль за поддержанием сложившегося архитектурного стиля и ландшафта Алматы.
Должна быть развитая индустрия отдыха и развлечений, предусматривающая:
1) принятие всех необходимых мер по улучшению экологической обстановки в Алматы;
2) рассмотрение с учетом социальных факторов вопрос о постепенной ликвидации находящихся в черте города вещевых и оптовых рынков, заменив их супермаркетами, торговыми галереями ("Shopping Mall") и магазинами оптовой и мелкооптовой торговли ("Cash&Саrrу");
3) реконструкцию городских рынков, придав им цивилизованный вид и обеспечив удобства подъезда и парковки автотранспорта;
4) строительство за счет привлечения инвестиций качественной автомобильной дороги Алматы - Иссык-Куль;
5) регулярную очистку от мусора природных объектов, находящихся в пределах или вблизи Алматы, прежде всего, Медео, Чимбулака, Большого алматинского ущелья, рек, протекающих через Алматы;
6) организацию раздельного сбора отходов (стекла, пластика, металла, бумаги/картона и иных видов отходов) и их переработку, в том числе путем открытия пунктов приема вторичного сырья;
7) усиление системы наказаний за загрязнение Алматы мелким (окурками, пустыми бутылками, пакетами и прочими отходами) и бытовым мусором;
8) реконструкцию за счет привлечения инвестиций автомобильной дороги Алматы - Капчагайское водохранилище, превратив ее в высокоскоростную и надлежащим образом обустроенную магистраль, возможно, с введением платных участков;
9) поддержку частного предпринимательства в создании и развитии новых форм отдыха и развлечений.
И в-третьих, необходимо создать высокий уровень общественной безопасности. Автор имеет ввиду:
1) продолжение борьбы с коррупцией;
2) кардинальный пересмотр приоритетов работы полиции и дорожной полиции с их ориентацией в первую очередь на предотвращение преступлений и нарушений общественного порядка, неукоснительное обеспечение безопасности и всемерное соблюдение гражданских прав жителей и гостей Алматы, что послужит безусловному росту авторитета работников правоохранительных органов (следование лозунгу "служить и защищать");
3) обеспечение достаточной освещенности городских дорог и территорий в ночное время;
4) устранение нищенства и попрошайничества, в том числе путем открытия пунктов сбора бывших в употреблении вещей и благотворительных столовых;
5) внедрение упрощенных процедур въезда и регистрации иностранных граждан;
6) повышение культуры работы служб аэропорта Алматы, а также таможенной и пограничной служб, действующих в аэропорту Алматы;
7) устранение вымогательства и поборов со стороны работников государственных органов на трассе Алматы - Бишкек - Ташкент.
Таким образом, анализ современного состояния социально-экономического развития города показывает /65/, что экономический рост и дальнейшее упорядочение миграции приведут к улучшению демографической и миграционной ситуации. В целях смягчения влияния этих факторов на бедность необходимо осуществление таких мер, как:
- поддержка многодетных семей;
- укрепление репродуктивного здоровья матери, улучшение доступа населения к информации по планированию семьи;
- дальнейшее развитие института семьи и брака, формирование и пропаганда здорового образа жизни;
- увеличение объемов финансирования медицинских учреждений, расширение перечня и повышение качества предоставляемых услуг;
- повышение качества жизни населения и улучшение здоровья населения путем оздоровления экологической обстановки;
- совершенствование механизма регулирования трудовой и сельской миграции;
- скорейшая адаптация репатриантов.