Социально-философское понимание личности
Вопрос о соотношении личности и общества может быть решен путем осмысления их диалектического взаимодействия. На формирование и становление личности человека решающее воздействие оказывают сложившиеся общественные отношения и условия социальной жизни. Отсюда и вывод о том, что невозможно жить в обществе и быть свободным от него. В этом нас убеждают не только повседневная жизнь каждого человека. Но и экстраординарные, исключительные примеры, вроде ставших Маугли или Робинзонами ввиду драматических обстоятельств, добровольных отшельников и т. п. Но и на них лежит печать общества, его устоев и принципов, дух определенной культуры и своего времени. Человек - существо общественное, поэтому и все проявления его жизни так или иначе происходят под воздействием и в связи с обществом. Личность - есть индивидуализированное бытие общественных свойств человека.
Само общество состоит из конкретных людей, из различных индивидов. Каждый из них обладает своим неповторимым духовным миром, социальным обликом, волей и представлениями. На основе своих глубинных потребностей, интересов и конкретных побуждений люди совершают поступки и действия, вступают в разнообразные связи и взаимоотношения. Так образуется, поддерживается и постоянно возобновляется социальная ткань общественной жизни, вершится человеческая история.
Личность в своей целостности и уникальности является органической и автономно реализующейся системой с неповторимой комбинацией разнообразных элементов общественных отношений и ценностей.
Личность и общество невозможно разорвать и абсолютно противопоставить друг другу. Они предстают как взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаимодополняемые сферы человеческого бытия. Становление человека как личности происходит в обществе, в определенных социальных условиях макросреды и непосредственной микросреды его жизнедеятельности. В широком социально-историческом плане нельзя разорвать и противопоставлять личность и общество: это не изолированные друг от друга, не разновременные и не параллельные стороны. Это одновременный и взаимообусловленный процесс (антропо-био-социо-психо-генез) человеческого становления. Нельзя не согласиться с глубоким замечанием Маркса о том, что сущность «особой личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество...» [1].
Глубокую диалектическую трактовку взаимодействия личности и общества в историческом процессе дает В.С.Соловьев в статье «Личность». (подготовленной для словаря Брокгауза и Эфрона) [2]. Личность, по Соловьеву, имеет в принципе безусловное достоинство, на чем основаны ее неотъемлемые права, все более и более за нею признаваемые по мере исторического прогресса. Бесконечное содержание, потенциально заключающееся в личности, действительно осуществляется в обществе, которое есть расширенная или восполненная личность, также как личность есть сосредоточенное или сжатое общество.
Личность в истории есть начало движения (динамический элемент), тогда как данная общественная среда представляет консервативную (статическую) сторону человеческой жизни. Когда личность чувствует данное общественное состояние в его консерватизме как внешнее ограничение своих положительных стремлений, тогда она становится носительницею высшего общественного сознания, которое рано или поздно упраздняет данные ограничения и воплощается в новых формах жизни, более ему соответствующих [3].
Что такое «личность»? Каждый ли человек является таковой? Правомерна ли постановка вопроса, существует или не существует «личность вообще»? Этот вопрос аналогичен вопросам о существовании «человека вообще», «общества вообще» и других более абстрактных вопросов типа «материи вообще». Тем более, что в реальной жизни мы чаще, нагляднее и предметнее оперируем конкретными понятиями. Так, мы говорим «студент», «рабочий», «врач», «предприниматель», «гражданин» и т.д. Но редко кто скажет - «я - человеческая личность».
Из множества подходов к определению личности наиболее распространенными стали нормативный и социологический подходы. Нормативный подход к личности заключается в ее определении с позиций подбора положительных ценностей, характеристик и черт.
Личность определяется здесь через общее родовое понятие «человек» и характеризуется через такие основные признаки, как социальность, сознательность, деятельность, активность, нравственность, чувства, эмоции и т. д.
В качестве отличительных принципов при этом называются самостоятельность мысли, т. е. не наличие вообще сознания, разума, а именно самостоятельности (!) мысли, определенность оценок и взглядов, оригинальность чувств, сила воли, внутренняя собранность, страстность, умение управлять собой и властвовать над своими чувствами и страстями… Перечень положительных качеств можно продолжать до бесконечности.
Нормативность рассматривается в положительном и созидательном ключе, которым личность открывается только в таком человеке, который обладает самосознанием и четким мировоззрением, пониманием своих социальных функций, своего места в мире, осмыслением себя в качестве субъекта исторического творчества, своих прав и обязанностей, эстетических и этических норм познания и преобразования мира [4]. В данном ракурсе речь идет уже об оценке и характеристике уровня развития индивидуальности, особенностях личности, степени приближения к определенному образцу и идеалу. *
Если же говорить о личности, ее понимании в строгом социальном смысле, то это понятие неправомерно связывать только с положительными чертами и устремлениями. Есть немало людей, которым трудно ответить на вопросы: имеются ли у них «самостоятельность мысли», «определенность оценок», «сила воли», «осмысление себя в качестве субъекта исторического творчества», каково их «личностное отношение к обществу, человеку и т. п.
Социологический подход к личности основан на выявлении социально-ролевой, функциональной и статусной определенности личности. Понятие личности всегда наполнено социальным смыслом, оно отвечает императивам гуманизма (человечности) и демократизма. Под социальным углом зрения личность рассматривается как ядро и носитель всего спектра общественных отношений. В ней, как в фокусе, преломляются и проявляются социальные условия макро- и микросреды жизнедеятельности людей. Личность конкретного человека всегда выступает в диалектическом взаимодействии общего, особенного и единичного. Каждый человек как личность обладает определенными социальными чертами, присущими всем людям без исключения - способностью трудиться, мыслить и говорить, отправлять физиологические функции и т. д. Вместе с тем каждый конкретный человек обладает и особенными чертами, общими с другими людьми, но уже только с людьми как членами данной социальной общности (группы, слоя, класса, нации, конфессии, конкретного социального окружения). И, наконец, человеку как личности свойственны свои специфические, только ему присущие черты, которые характеризуют его индивидуальность (производственная квалификация, образование, культура, семейное положение, особенности психики и т. д.). У каждого человека есть своя индивидуальная история как социального, биологического и духовно-нравственного существа. Своя автобиография в ее полноте, которая пишется всегда набело и переписи не подлежит. Даже телесность человека выступает не только как объект собственного интереса, но в известном смысле и как социальная проблема (физическая привлекательность или уродство, смена пола, бисексуальность и т. д.). Поэтому необходим учет биологических и психологических факторов, но главным в социологическом подходе остается социальность. Она проявляется, с одной стороны, в детерминированности личности данной социальной средой, а с другой, - как конкретная социальная жизнедеятельность личности.
Понятие социального статусаразмежевывает научно-философское понимание личности с ролевой концепцией личности, которая сводит положение личности к ситуации актера, которому заранее предписан ход действий. В одной из своих пьес У. Шекспир писал: «Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той. Младенец, школьник, юноша, любовник, солдат, судья, старик...» Личностное, субъективное выражается здесь только в способе исполнения ролевых предписаний и форме получения соответствующих социальных экспектаций (ожидаемых результатов).
Однако люди не только актеры и зрители на представлении социальной жизни. Они и режиссеры, авторы и действующие лица их собственной человеческой драмы.
Социальный статус личности, конечно, зависит во многом от материальных, социокультурных и духовных условий, созданных в обществе на различных уровнях его социальной организации. Вместе с тем, какими бы благоприятными ни были условия, от самого человека зависит, как они освоены. От самосознания, культуры, активности, желания и умения трудиться, работать, как следует, волевых и нравственных начал самой личности зависит ее становление. Личностью не рождаются, ею становятся, зачастую не благодаря, а вопреки существующим обстоятельствам, путем их преодоления. Ссылкой на объективные условия нередко оправдывается пассивность, равнодушие, бездеятельность, а то и просто лень.