Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Журналистика и социология
4.1. Основная литература
Журналистика и социология. Россия, 90-е годы/ Ред. -сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2001.
Социология журналистики. Очерки методологии и практики: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Корконосенко. М., 1998.
Таловов В.П. Читательский спрос на газету. СПб., 1999.
4.2. Дополнительная литература
Журналистика и социология/ Под ред. И. Д. Фомичевой. М., 1995.
Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналистское образование: взгляд социолога. М.,1997.
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
Организационно-методический раздел
1.1. Цель изучения дисциплины
Данная дисциплина нацелена на то, чтобы дать слушателям развернутое представление об основных этапах формирования социологии журналистики как самостоятельной дисциплины, характере ее взаимодействия с другими отраслями общественных и гуманитарных наук, а также с практикой средств массовой информации. Изучение дисциплины предполагает формирование у слушателей знаний и навыков, необходимых для более глубокого, теоретического осмысления явлений и процессов, свойственных системе журналистики, их анализа с точки зрения социологической парадигмы.
1.2. Задачи курса
Сформировать у студентов развернутое представление о сущности феномена социологии журналистики и понимание специфики связанных с ним процессов, а также выработать знания в области социального функционирования журналистики, что позволит будущим журналистам более квалифицированно подходить к освещению проблем общественного организма, а следовательно, более объективно отражать в своих произведениях многообразие взаимосвязей и взаимодействий мира.
1.3.Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Дисциплина нацелена на совершенствование комплексной профессиональной подготовки студентов и тесно связана с изучением всего блока дисциплин, предусмотренных программой обучения студентов по специальности «Журналистика». Полученные знания могут быть применены в практике СМИ, информационно-аналитической и научно-исследовательской работе.
1.4.Требования к уровню освоения дисциплины
По окончании изучения курса необходимо:
– знатьсодержание предмета;
– профессионально ориентироватьсяв современных научных подходах к проблемам социального функционирования журналистики.
1.5.Методические рекомендации
Методологическую основу курса составляют труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам социального функционирования журналистики. В процессе его освоения предполагается также профессиональное изучение студентами текстов СМИ. По завершении курса, в соответствии с учебным планом, предусмотрена сдача экзамена.
Объем дисциплины, виды учебной работы, формы контроля
Вид учебной работы | Общее количество часов | Семестры | |||
9-й | 10-й | 11-й | 12-й | ||
Аудиторные занятия – лекции – лабораторные работы – практические занятия, семинары | |||||
Контрольные работы, рефераты | |||||
Коллоквиум | |||||
Курсовая работа по дисциплине | |||||
Курсовая работа по специализации | |||||
Зачет | |||||
Экзамен |
Содержание дисциплины
3.1. Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий
Лекции
1. Вводная лекция. Предмет, цели и задачи курса. Основная и дополнительная литература.
2. Социология в ряду общественных наук. Современные отечественные и зарубежные исследователи об особенностях социологического подхода к анализу явлений и процессов общественной жизни. Эволюция представлений о социальном факте и его роли в социологии.
3. Уровни социологического знания. Эмпирическое исследование, теории среднего уровня, общесоциологические теории и их значение для осмысления многообразных проявлений жизни общества и составляющих его групп. Социологический подход к изучению информационно-коммуникационных процессов.
4. Социокоммуникативные элементы риторики и их изучение. Аристотель и Платон о проблемах убеждающего воздействия и роли общественного мнения в идеальном государстве. Риторические элементы историографии: вопросы соотношения факта и субъективно-оценочных компонентов текста.
5. Истоки социального знания об информационно-коммуникационных процессах. Зарождение и развитие журналистики и первые попытки изучения ее деятельности (отечественный и зарубежный опыт). Проблемы свободы слова и свободы выражения мнения в трудах европейских просветителей и в практике буржуазных революций. Мыслители эпохи Просвещения о роли журналистики в обществе. Просветительский «образ журналиста» в контексте акцентирования социальной мотивации журналистской деятельности. Российские просветители об общественном назначении журналистики и о социальном назначении журналиста. Общественная мысль эпохи Просвещения о взаимодействии периодического издания с социальными институтами и читателями.
6. Эволюционистская «линия» теоретической социологии и проблемы журналистики. Изменения в политической и социокульутрной жизни общества (XIX в.) и их отражение в социальных и гуманитарных науках. Роль факта в постижении социальной действительности. Значение трудов О. Конта, Г. Спенсера и других представителей эволюционистского направления для понимания роли периодической печати в обществе.
7. Революционная «линия» в теоретической социологии и детерминистский подход к журналистике. Эволюция взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса на роль прессы в жизни общества. Вопросы гласности, народности, свободы печати в ранних трудах Маркса и Энгельса. Становление историко-материалистического подхода к журналистской деятельности. Марксизм о социальном предназначении прессы.
8. Понятие «социология прессы» в контексте развития классической социологии. Э. Дюркгейм и М. Вебер и социологическая парадигма журналистики. Проблема соотношения новости и мнения в прессе. Формирование социологических подходов к деятельности печати и ее взаимодействию с читательской аудиторией.
9. Социальные науки в России и вопросы социального служения журналиста. У истоков социологических исследований в области журналистики. Отечественное обществоведение о журналистике в контексте нарастающей политической дивергенции. Начало формирования ленинского учения о печати (социологические аспекты).
10. Самоопределение социологии журналистики как науки. Усиление взаимодействия теории и практики средств массовой информации и социологической науки. Общественное мнение как объект социологического изучения. Институционализация зарубежных конкретно-социологических исследований в области СМИ. Западные социологические концепции в поисках методологического основания массмедиаведческих изысканий. Макро- и микросоциологические теории в зарубежных исследованиях журналистики.
11. Судьбы социологических исследований СМИ в Советском Союзе. Конкретно-социологическое изучение СМИ в 20-е годы XX в. Проблемы отечественного социологического знания в 30-е годы XX в. Социология и журналистика в СССР в 60–80-е годы XX в. Формирование отечественной социологии журналистики в единстве ее теоретико-методологических и эмпирических аспектов. Российские авторы о социологии журналистики как самостоятельной дисциплине среднего уровня.
12. Социология журналистики на современном этапе. Отечественные авторы о выявлении предметной сферы социологии журналистики. Социальные регуляторы, ценности, роли и статусы в системе координат социологии журналистики. Разнообразие социологических подходов к исследованию журналистики: дискуссии и определение перспектив изучения. Вопросы терминологии.
13. Социологические методы в исследовании современной журналистики. Важность и значимость прикладного анализа журналистики. Роль анкетных опросов, интервью, наблюдения, контент-анализа, ивент-анализа, когнитивного картирования. Шкалы отношений, вторичного анализа и моделирования в изучении отечественной и зарубежной журналистики. Выборка и репрезентативность. Зависимые и независимые переменные. Гипотезы и их верифицируемость. Взаимодействие эмпирического и теоретического в социологическом изучении журналистики.
14. Развитие системного подхода к журналистике: научные сторонники и оппоненты. Идеи интеграции, стабильности и гармоничного функционирования в системном функционализме. Современные дискуссии о возможностях применения системного анализа в исследовании журналистики. Понятия системы и структуры в журналистике: различные точки зрения. Функционализм и конфликтология – взаимное противопоставление и противоположный стиль социологического мышления. Логика системного подхода и логика «вызова – ответа» в контексте прогнозирования в области журналистики. Журналистика и проблема системности в свете постмодернистской картины мира.
15. Социокультурная парадигма в современной теории журналистики. Современная социология и проблемы изучения журналистики в контексте социокультурного процесса. Саморазвитие, изменение, взаимодействие культур, многообразие и унификация культур, социокультурные суперсистемы и субкультуры, культурно-цивилизационные аспекты глобальных проблем современности: взаимосвязь и взаимовлияние с массмедиа. Проблемы культурной среды и культурных норм в деятельности журналистики: социологические подходы.
3.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Социология и ее взаимодействие с социально-гуманитарными науками.
2. Истоки возникновения социологии журналистики.
3. Основные этапы формирования социологии журналистики.
4. Просвещение и просветители о социальном назначении прессы.
5. Классическая социология о проблемах прессы.
6. Социологические аспекты марксистской теории прессы.
7. Начало изучения читательской аудитории в отечественной и зарубежной журналистике.
8. Системный подход в социологии и его роль в развитии теории журналистики.
9. Конфликтологические подходы к анализу журналистики.
10. Развитие социологических представлений о роли ценностей и норм в социокультурном развитии мира и современная теория журналистики.
11. Развитие конкретно-социологического изучения массмедиа в нашей стране и за рубежом.