Современные социологические теории

Тематика семинарских занятий.

Семинар № 1 (2 ч.)

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.

Социологический проект Огюста Конта.

1. Социально-политические учения Конфуция и Мо-цзы.

2. Первые социальные философы: учения Платона и Аристотеля.

3. Социально-политические учения эпохи возрождения: теория общества и государства Николо Макиавелли, теория общественного договора Томаса Гоббса. (Этот вопрос можно разделить на двоих).

4. Социально-политические учения эпохи просвещения: концепция естественного порядка Ж.Ж. Руссо, идейно-теоретические основы социологической науки в работах Шарля Луи Монтескье. (Этот вопрос можно разделить на двоих).

5. Социологический проект Огюста Конта. (Социальная статика и социальная динамика. Учение о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества. Понятие позитивизма в социологии. Значение социологических идей О. Конта. Становление социологии как науки).

Вопросы для самоконтроля:

1. Что изучает социология?

2. Чем отличается предмет от её объекта?

3. Что означает термин "социальное"?

4. Сравните социологию с социальной философией, антропологией и политологией.

5. Назовите основные уровни социологического знания.

6. Назовите основные функции социологии.

7. Кого считают первыми социальными философами?

8. В чем суть «закона трех стадий» О. Конта?

Семинар № 2 (2ч.).

Классические социологические теории.

1. Органическая теория Г. Спенсера (Общество как организм. Эволюционизм как главная особенность учения Г. Спенсера. Учение о социальных институтах).

2. Социология Э. Дюркгейма (Учение о коллективном, бессознательном, концепции социальной солидарности и аномии, анализ форм религиозной жизни. Проблема самоубийства).

3. Формальная социология Г. Зиммеля.

4. Теория конфликтов.

5. М. Вебер и его понимающая социология (Теория идеальных типов, понятие социального действия, концепции рациональности, ценностей, типология власти).

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой основной закон социального развития Г. Спенсера?

2. Что нового внес К. Маркс в подход к пониманию общества?

3. Что представляет собой основной закон социального развития Г. Спенсера?

4. Какие новые принципы социологии были выдвинуты Э. Дюркгеймом?

5. Каковы социологические воззрения М. Вебера? В чем отличались его взгляды от идей К. Маркса и Э. Дюркгейма?

6. Почему учение Г. Зиммеля называют «формальной социологией»?

Семинар № 3,4 (2ч.).

Современные социологические теории.

1. Социология XX в: общая характеристика, особенности, основные парадигмы, направления и периодизация.

2. Американская эмпирическая социология и ее развитие. (Чигагская школа социологии: ее основные этапы, достижения, кризис и значение для последующего развития социологии. Индустриальная социология и теория человеческих отношений. Хоторнский эксперимент Социометрия и изучение групп в социологии. Творчество Дж. Морено.Теория потребностей А. Маслоу).

3. Макросоциологические парадигмы: функциолизм (Т. Парсонса и Р. Мертон), теория социального конфликта (Л. Козер и Р. Дарендорф). (Этот вопрос рекомендуется разделить на двоих).

4. Микросоциологические парадигмы: символический интеракционизм (ДЖ. Г. Мид, Г. Блумер, Ф. Девис),феноменология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман), теория обмена (Дж. Хоманс и П. Блау), этнометодология (Г. Гарфинкель). (Этот вопрос рекомендуется разделить на четверых).

5. Теории среднего уровня.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему Т. Парсонс назвал разработанную им концепцию общественного развития структурно-функциональной теорией социальных систем?

2. В чём суть и особенность функционального анализа Р.К.Мертона?

3. В чём суть теории социального конфликта? Назовите её основных представителей?

4. Расскажите об основных концепциях символического интеракционизма.

5. Когда и почему эмпирическая социология выделяется в отдельное направление социологических исследований?

6. Какие новые концепции получили распространение в социологии второй половины XX века.

Семинар № 5 (2 ч.)

Наши рекомендации