Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет

им. Ф. М. Достоевского

Исторический факультет

Кафедра социологии

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

Т.Ю. Стукен_____________

«_____» ________________ 2010 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

“ТЕОРИЯ ИЗМЕРЕНИЙ”

ДС. Р. 05

Входит в число дисциплин регионального компонента

к следующим образовательным профессиональным программам подготовки специалистов

Специальность (направление) Код специальности (направления) Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная)
Социология 040201.65 (020300) Очная
Социология 040200.62 Очная

Омск 2010

Программа дисциплины “Теория измерений”

Разработана Леонова О. А., ассистент кафедры социологии

Программа рассмотрена на заседании кафедры социологии

(протокол № от “ ” 2010 г.)

Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по специальности “Социология”

Декан исторического факультета _____________________________А.В. Якуб

1. Распределение общего объема часов по видам учебной работы

Курс Семестр Объем часов (по видам работы)
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего В том числе Всего В том числе
Лекции Практические занятия Семинары Лабораторные работы Другие виды занятий Курсовая работа (проект) Реферат Индивидуальные задания Другие виды СРС
         
                         

Общая трудоемкость дисциплины: 100 часов.

Формы промежуточного контроля: контроль посещения лекций, проверка конспектов лекций, проверка индивидуальных заданий.

Формы итогового контроля: экзамен.

2. Цели и задачи дисциплины.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

2.1. Цель дисциплины –обучение студентов практическому использованию тех методов измерения, которые являются наиболее эффективными при изучении человеческих мнений.

2. 2. Задачи дисциплины:

• показать место и роль теории измерения в проблематике анализа данных в социологической науке;

• рассмотреть подходы к определению измерения в социологии;

• дать понимание проблем, возникающих при анкетных опросах;

• раскрыть специфику «мягких» и «жестких» («качественных» и «количественных») методов сбора данных;

• раскрыть логическую взаимосвязь понятий: переменная, признак, показатель, индикатор, шкала;

• рассмотреть основные виды шкал в теории измерения: Л. Гутмана, Э. Богардуса, Л. Терстоуна, Р. Лайкерта;

• рассмотреть специфику метода семантического дифференциала Ч.Осгуда;

• дать понимание метода парных сравнений для построения на его основе оценочной шкалы;

• рассмотреть специфику латентно-структурного анализа Лазарсфельда (ЛСА);

• дать понимание проблемы построения индексов для измерения установки;

• рассмотрение специфики одномерного развертывания данных;

• дать понимание формализации как необходимого элемента научного исследования;

• рассмотреть основы индивидуального многомерное шкалирования и многомерного развертывание;

• дать понимание сетевого измерения в социологии.

Наши рекомендации