Кластерная (многоступенчатая) выборка

Описание: в отборе участвуют не отдельные респонденты, а целые группы (кластеры). Отбор проходит в несколько этапов.

Пример: четыре района в городе. Каждый район - кластер. В каждом кластере отбираем кинотеатры.

I - 15 II – 25
III - 35 IV - 40

Отбор кинотеатров от каждого района.

Отбор кластеров осуществляется с вероятностью, пропорциональной его размеру, что позволяет отбирать одинаковое количество объектов из каждого кластера, не взирая на его объем.

Систематический отбор - использует определенный шаг. Например, из 2000 респондентов необходимо отобрать 50 человек. Таким образом, будет отобран каждый сороковой. Таким образом, обеспечивается равная вероятность отбора.

В настоящее время в странах осуществляется контроль над домохозяйствами.

В нашей стране ежегодно проводится наблюдение над домохозяйствами, выбор которых осуществляется по территориальному признаку. При помощи специальных документов отображаются такие характеристики домохозяйств, как ежедневный/ ежемесячный уровень доходов, обеспеченность телефоном, интернетом, размер жил. площади и др.

Неслучайные выборки

Типы выборок:

• Доступная - посетители торговых центров, мигранты

• Отбор типичных случаев

• Метод "снежного кома" - респондентов просят передавать анкеты друзьям, а те - своим друзьям

• Маршрутный метод. По базам данных ЖКО

• По дню рождения - среди небольшой группы респондентов выбирают того, у кого день рождения раньше

Доверительный интервал

Кривая нормального распределения

Кластерная (многоступенчатая) выборка - student2.ru

Каждая точка под кривой - это средний уровень дохода, соответствующий i-той выборке. Кластерная (многоступенчатая) выборка - student2.ru

Смещение - разность между всеми выборками и между средней y.

Кластерная (многоступенчатая) выборка - student2.ru - доверительный интервал - величина, на которой отличается значение средней по выборке, от значения средней по всей генеральной совокупности в целом.

Величина Кластерная (многоступенчатая) выборка - student2.ru может быть рассчитана по формуле с определённой вероятностью в 93%, 95%, 99%.

Говорят, что с вероятностью в 95% следующий по выборке отличится по генеральной совокупности на величину Кластерная (многоступенчатая) выборка - student2.ru доверительного интервала.

Кластерная (многоступенчатая) выборка - student2.ru

n – размер выборки

N – генеральная совокупность

P – доля (%) группы респондентов в выборке

1,96 – константа для стандартного уровня доверия 95%

Пример вычисления доверительного интервала:

Кластерная (многоступенчатая) выборка - student2.ru

Лекция 4 (20.09)

Анализ данных

Анализ - проверка соответствия между эмпирическими данными и моделью исследования

Модель социального явления - теоретическое предположение исследователя об элементах изучаемого явления, а также о причинах, влияющих на изменение состояния этого явления.

Социальная реальность
Априорная социальная модель
Концептуальная модель
Формальная модель
Содержательная модель

Социальная реальность. Переход от реальности к априорной модели - формирование мнения исследователя об объекте, предмете, а также о связи между ними.

Априорная социальная модель.Выделение основных понятий.

Например, подразумеваем связь между Воспитанием молодёжи и Социально- экономическим положением в стране.

Мы как исследователи полагаем, что чем лучше положение в стране, тем лучше воспитание.

Концептуальная модель. Операционализация понятий Определение объектов и их показателей:

Связь между Эффективностью работы учителя и Материальной обеспеченность учителя - причинно-следственная связь

Выбор индикаторов и метод анализа:

Связь между Успеваемости учеников и Оплаты труда учителя - статистическая связь

Операционализация понятий - переход от предположений к определённым исследованиям

Формальная модель.Выборка и измерения в ней Результаты исследования

Содержательная модель. Формулировка выводов, разработка рекомендаций.

Социологическая информация - данные о соц. явлениях, процессах, общностях, социальных институтах, соц. системах и соц. групп.

Методология анализа может включать в себя такую стратегию данных, как восходящая и нисходящая.

Восходящая стратегия используется в случае сформулированных предварительно описательных гипотез.

Например: гипотеза: политические пристрастия населения в основном определяются возрастом и происхождением.

В случае использования восходящей стратегии источником информации является индивид, обобщение фактов происходит от частностей к общему.

Нисходящая стратегия используется в случае отсутствия описательных гипотез. В случае выявления сложных закономерностей осуществляется переход от общего к частному.

Например: в случае выявления общественного мнения целью нисходящей стратегии является разрешение вопроса "почему", то есть выявление причин.

Модель - разбиение социальной реальности на составляющие на составляющие на качественном уровне. (Дедукция)

Интерпретация данных (индукция) - объединение от частного к общему.

Анализ собранных эмпирических данных может представлять собой статистическую интерпретацию в виде рядов распределения.

Выявление причин (факторный анализ), выявление сравнительных характеристик, выявление типов, классов объектов и т. д.

Ошибочные постановки задач:

1. На развитие социального явления влияет множество причин, поэтому желательно выявить не одну, а хотя бы несколько.

2. Данные исследования являются частностями, они характеризуют малые общности (студенты, жители города и т. д.)

3. Используют средние величины для характеристики выборки и генеральные совокупности в целом

Предмет изучения - явления, общности, процессы, факты, нормы, ценности, установки, потребности, поведение, идентичности и т. д.

Упрощённая схема исследования

● Концептуальная схема исследования. Предмет и объект исследования, цель, задачи, гипотезы, понятийный аппарат.

● Методика сбора эмпирических данных. Эмпирическая интерпретация задач, гипотез, понятий, инструментарий исследования.

● Методика обработки и анализа данных. Формы представления информации, методы первичного анализа данных, применение математических методов.

Логика построения исследования:

1. Что изучать?

2. Зачем и для достижения каких целей изучать?

3. С помощью каких средств изучать?

Объектами для сравнения могут быть такие объекты, как студенческие семьи, возрастные, этнические группы, курсы, специальность.

Пример: у объекта A таких-то свойств больше, чем у объекта B; объекты неразличимы.

Выявление различных аспектов поведения:

• Когнитивный подход (Насколько вы осведомлены о такой проблеме, как…)

• Аффективный подход (Насколько вы оцениваете (высоко, недостаточно)…)

• Конативный подход (Как бы вы повели себя в ситуации…)

Предложить несколько своих вариантов и один от респондента.

Лекция 5 (27.09)

Наши рекомендации